В некоторых случаях можно уменьшить размеры матрицы исследуемой игры за счет исключения заведомо невыгодных чистых стратегий. Говорят, что (чистая) стратегия игрока доминируется стратегией и пишут если все элементы ой строки матрицы игры не больше соответствующих элементов ой строки, Стратегия игрока доминируется стратегией (обозначение: ), если все элементы ого столбца не меньше соответствующих элементов ого столбца,
По определению, замена чистой стратегии на не уменьшает выигрыш игрока , а замена на не увеличивает проигрыш игрока при любых ответах противника, если или соответственно. Используя это свойство, можно показать, что при исследовании игры, в которой есть доминируемые стратегии, надо просто «сократить» платёжную матрицу, вычеркнув из неё строки и столбцы, соответствующие доминируемым стратегиям. Цена исходной игры равна цене игры с сокращенной матрицей; в решении исходной игры вероятности доминируемых стратегий равны нулю, а все остальные совпадают с соответствующими вероятностями «сокращенной» игры.
Пример 11. Найти решение и цену игры с матрицей из примера 8. Описать оптимальное поведение фирм и в рассматриваемой конфликтной ситуации.
Решение:Игра не имеет решения в чистых стратегиях, т.к. (см. пример 8). По матрице находим и , т.е.
и доминируемые стратегии (в данном случае это следует также из и Вычеркнув из 4-ю строку и 1-ый столбец, получим матрицу, в которой можно вычеркнуть столбец, соответствующий ( в «сокращенной» игре ),
На рис.12 представлена геометрическая интерпретация игры с матрицей
4 4 3 C 3 2 2 1/2 1 Рис.12 |
Здесь Верхняя огибающая прямых состоит из двух звеньев, соответствующих и |
По рис. 12 находим (сравните с примером 10) сначала
из уравнений а затем из уравнений ( и угловые коэффициенты прямых и пересекающихся в точке С). Все остальные вероятности и в решении равны нулю. Таким образом, в игре с матрицей
т.е. в примере 8 при фирма должна с вероятностями
начинать продажу с 1-го или 3-го дня сезона, а фирма с вероятностями со 2-го или 3-го дня сезона.
Приведение матричной игры к задаче ЛП. Покажем сначала, как сводится к задаче ЛП игра, в которой все элементы платёжной матрицы положительны. Рассмотрим задачу ЛП
(36)
(37)
и двойственную к ней задачу [2, cтр. 3]
(38)
(39)
Обе задачи имеют допустимые планы: ограничениям (37) удовлетворяют планы вида при достаточно малых а ограничениям (39) – планы вида при достаточно больших По первой теореме двойственности [2, стр.4] обе задачи разрешимы, т.е. имеют оптимальные планы и соответственно, причём экстремальные значения и целевых функций совпадают,
(неравенство следуют из допустимости планов
Положим
(40)
и покажем, что смешанные стратегии
образуют седловую пару (решение) игры с матрицей
а цена этой игры.
Подставим в ограничения (37) и (39) и разделим все неравенства на В результате получим систему неравенств.
которую с учётом (25) и (26) можно записать в виде
(41)
Из второй теоремы двойственности [2, стр. 4] следует (проверьте!), что
и поэтому
Из равенства и (41) следует, что пара удовлетворяет системе неравенств (33), т.е. является седловой. Напомним, что
для любой седловой пары (см. абзац после формулы (33)). Поэтому совпадение числа из (40) с означает, что цена игры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.