Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей 230100, 230300 и 230700, страница 4

Усиление трудностей выбора материалов для конструкций обуславливается рядом объективных причин. С одной стороны, все более усложняются современные технические системы как по условиям их работы, так и по количеству составляющих их элементов, числу взаимодействий между ними. Техническое усложнение систем ведет к усложнению и увеличению числа требований, предъявляемых к конструкционным материалам. С другой стороны, не меньшую сложность создает и то разнообразие марок материалов, с которым студент и инженер имеет дело на практике. Существующие классификации содержат десятки типов и классов материалов, сотни подклассов и групп.

Так, в Общероссийском классификаторе промышленной и сельскохозяйственной продукции для обозначения конкретного материала предусмотрен десятиразрядный код и около 20-и классов собственно конструкционных материалов.

С инженерной точки зрения каждый материал оценивается комплексом характеристик: технических, технологических и экономических. Конкретные характеристики носят названия свойств или параметров. Общее число исследуемых в настоящее время физических, химических, физико-технических и других свойств материалов превышает 10000.

В настоящее время повсеместно ведется переход на машинные носители информации с одной стороны, а, в плане методологии самого выбора ? на процедуры системного анализа в рамках системно-структурного подхода.

Системный подход (системный анализ, системное проектирование, системотехника) [3] в настоящее время является достаточно разработанным и эффективным подходом к решению сложных задач, к которым относится задача выбора материалов. Основное содержание его заключено не в формальном математическом аппарате, описывающем "систему", "решение проблемы" и не в специальных математических методах, а в его концептуальном, т.е. понятийном аппарате, в его идеях, подходе и инженерно-психологических установках, которые должны быть усвоены в процессе выполнения контрольной работы.

 

1. Содержание контрольной работы

 

Раздел 1. Принципы предмашинной обработки материаловедческой информации. Формы организации и представления данных о материалах.