Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей 230100, 230300 и 230700, страница 15

При системном подходе, т.е. при стремлении учесть все известные отношения модель становится неэффективной. Вместо того, чтобы пытаться построить обозримую модель, идут по пути фиксации максимально возможного числа известных отношений, например, требуют, чтобы ударная вязкость материала () и вязкость разрушения в проектируемых конструкциях была больше определенной величины, то же – по характеристикам пластичности, "максимальным рабочим температурам" и т.д.

При выполнении задания 2 построение структуры означает, возможно, более полную запись перечня всех отношений, о которых имеется какая-либо ин формация. Такая система отношений (структура выбора) является структурно-логическим элементом для оптимального выбора материала. Структуры реализуются эффективно только при помощи ЭВМ.

Важная особенность структуры заключается в том, что для различных подсистем технических, технологических или экономических свойств выясняются цели и задачи которые могут и не совпадать между собой (например, прочность материала и обрабатываемость резанием). Поэтому в процессе выполнения системного анализа необходимо пользоваться методами анализа и синтеза одновременно [1, 2].

На классифицированных подмножествах мате риалов и их свойств процедуры построения структуры системы значительно упрощаются.

Полученные наборы отношений должны быть проверены экспертами (в нашем случае - преподавателем). После этого они в виде таблиц решений (матриц импликаций, таблиц отношений иди других удобных, но уже формальных отношений) составляют структуру системы и основу автоматизации процесса выбора материала.

Располагая структурой системы, можно получить все необходимые рекомендации, не прибегая к помощи каких-либо моделей типа формул, систем уравнений и т.д.

В дальнейшем в курсе «Детали машин» и в инженерной практике чаще используются путь преобразования структуры в модель, как более экономный. В этом случае второстепенные связи отбрасываются, а оставшиеся связи в форме уравнений, физической аналогии и т.п. представляются как модель. Модель – это символ теории, схемы, средство исследования по методу аналогий. Пусть реальная система - оригинал (например: вал) является тем объектом, для которого должно быть принято решение (для которого нужно выбрать материал). Для этого следует достроить модель через отношение моделирования, например, систему допущений, принимаемых в курсах: "Детали машин", "Теория упругости", "Теория проектирования устройств".