Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей 230100, 230300 и 230700, страница 14

После того, как поставлена цель, выполняется прогнозирование констатационное, а затем альтернативное и оптимальное. Первоначальное прогнозирование (прикидка) является весьма приближенным и заключается в постановке подпроблем.

При постановке подпроблем пользуются обычно эвристическими (соответствующими законам мышления) методами по представленной на рис. 3 схеме.

Саму постановку проблемы следует считать задачей (задание 1), для решения которой могут быть применены методы системного анализа. Это значит, что и сама постановка проблема может рассматриваться, как самостоятельная проблема: на каждом уровне цель порождает проблему, проблема - тему, тема - задания.

 На этапе постановки проблемы следует ориентировочно наметить структуру решения каждой задачи. На этом этапе необходимо как бы ориентировочно провести всю последовательность операций, соответствующих системному анализу.

При постановке проблемы строится “дерево целей” и определяется "вектор качества" объекта на основе положения о том, что объект (материал, который надо выбрать) есть совокупность признаков (свойств). Для количественного анализа (получения количественной оценки) необходимо введение меры признаков (свойств), т.е. постулирования представления об эталоне (методиках измерения свойств). Для качественных свойств (например: свариваемость; обрабатываемость) необходимо введение балльных оценок, например, 5 - "отличное" свойство, ) балл - 4 - "хорошее" и т.д.

На стадии постановки проблемы эксперт (конструктор, технолог, преподаватель, студент) на основе своего опыта дает, например, по балльной системе, оценки всем свойствам. На основе оценок, свойства расставляются (ранжируются) по степени важности: самое важное (на пример, прочность), менее важное (например, прокаливаемостъ), не важное (например, литейные свойства) и т.д. Эксперт может установить и какие-то ранее неизвестные (не входящие в классификатор свойств материалов) суждения (требования к материалу), исходя из особенностей конструкции.

 

2.2. Построение структуры системы и прогнозирование реализаций:

задание 2.

 

Построение структуры системы (структурирование) заключается в конкретизации причинно-следственных связей во времени и пространстве, существенных с точки зрения выбора материала. Структура понятия матери ала, как сложной системы, может быть представлена с помощью классификационных графов и набора логических отношений между элементами (свойствами), например, известное ,  и т.д. Отличие структуры от модели заключается в том, что она не дает описания системы в замкнутом виде, т.е. в виде формул и уравнений. Особенность применения системно-структурного подхода состоит в том, что набор связей может дополняться в процессе решения задачи.