Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей 230100, 230300 и 230700, страница 23

Вопросник можно строить и по цепи классификатора свойств. На пример, "Уровень удельной прочности должен быть выше или ниже вели чины А?", "Прокаливаемостъ стали должна быть больше или меньше величины В?" и т.д.

Использование диалоговых вопросников целесообразно на всех этапах выбора материала, так как цепь вопросов составляет заданную опытным проектировщиком (экспертом) логику принятия решения, обоснование остается на со вести лица, принимающего решение. При этом необходима организация справочного обеспечения и расчета критериев посредством ЭВМ.

Системные вопросники могут быть составлены студентом в качестве выполнения дополнительного задания при самоподготовке и засчитываться, как ответ на экзамене.

 Процесс выбора конструкционного материала, реализуется при выполнении задания 2, как процесс последовательного получения некоторых частных решений по конкретным значениям некоторой совокупности свойств. Напри мер, для выбора группы конструкционного материала из перечня: черные металлы, цветные металлы, композиты, пластмассы, керамика, резины и т.п. достаточным является знание предела прочности, модуля упругости, плотности, температурного коэффициента линейного расширения, электро и теплопроводности, стоимости материала. Внутри класса для выбора материала (идентификации его) необходим более полный перечень характеристик, иначе выбор не будет достаточно обоснованным.

В качестве "частных решений" должны выступать описания исходных материалов по справочникам, описания процессов упрочняющей обработки, разнообразные заключения о применении этих материалов, вычислительные операции подсчета критериев, заключения о дальнейшем порядке вы бора, например, надо или не надо наложить дополнительные условия на выбор, если их недостаточно в формулировке задачи.

Формальным средством описания процесса выбора конструкционного материала при таком подходе служат таблицы выбора решений и табличные языки.

Таблицы выбора решений содержат одновременно и постановку задачи и возможный метод ее решения (критерий), позволяют компактно пред ставить достаточно сложные по структуре логические зависимости между параметрами, облегчить процедуры программирования.

Для самоподготовки студентам предлагается использовать Таблицы выбора решений в форме Таблиц применяемости.