Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей 230100, 230300 и 230700, страница 22

а) показать внутреннее строение системы и определить основные элементы, из которых она состоит;

б) показать характер связи и взаимодействия элементов системы и определить основные процессы, обусловленные этим взаимодействием;

в) показать развитие системы, проследить жизненный цикл материала в изделии.

Выбор конструкционного материала основан на последовательности действий системного анализа. Он проводится на основе классификаций самих материалов, классификаций свойств материалов, факторов влияния, этапов жизненного цикла. Оптимальным, наилучшим считается наиболее обоснованный выбор. Обоснование заключается в выработке критерия и сравнения с ним.

Процедуры выработки критерия - не формализуемы, а сравнения -формализуемы и могут быть основаны как на построении математических моделей (прием, широко известный из "точных" наук: физики, сопротивления материалов и т.п.) так и на построении структуры, т.е. системы неравенств, характеризующих допустимые значения свойств. В качестве языков описания структуры предлагается использовать табличные языки. В этом случае автоматизация выбора заключается в том, что для некоторой последовательности действий опытного конструктора, которая повторяется достаточно часто и осознанно, ставится в соответствие машинная программа, результат действия которой аналогичен результату действий опытного конструктора.

При наличии ЭВМ, на которой возможна реализация диалогового ре жима, организовывать рассматриваемые подсистемы рекомендуется на основе теории вопросников.

Совокупность вопросов и последовательность, в которой они задаются для полной (или неполной) идентификации решения из множества возможных решений, называется вопросником.

Для составления вопросника необходимо отобрать из заданного множества условий (вопросов) такие вопросы и установить такую последовательность их постановки, чтобы в результате была осуществлена полная (или неполной) идентификация (установлена идентичность, т.е. соответствие) решения из заданного множества решений.

Если имеется множество возможных решений (группа альтернативных материалов, материалов некоторого подкласса или класса), то в тексте вопроса должно быть разбиение решения на подклассы, например "Вы хотите применить цветные или черные металлы?". В зависимости от конкретного ответа на заданный вопрос, лицо, принимавшее решение, получает некоторое подмножество материалов. Относительно этого подмножества задается новый вопрос, который определяет дальнейшее его разбиение на подмножества и т.д. Вопросы задаются до тех пор, пока не будет определен конкретный материал.