Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей 230100, 230300 и 230700, страница 18

альтернативы (материала): задание 2.

 

Для расположения вариантов решения (альтернатив) в порядке предпочтительности, необходимо выработать критерии.

Критерии - это правила, в соответствии с которыми альтернативы располагаются в порядке их предпочтительности.

Задача выбора конструкционного материала является задачей многокритериальной (векторной) оптимизации: требуется материал и прочный, и жесткий, и вязкий, и технологичный и т.д.

Задача выбора в общем случае может ставиться на следующих классифицированных множествах критериев.

1. На множестве целей - материал должен удовлетворять таким-то целям.

2. На множестве качеств (свойств) - материал должен обладать такими-то свойствами.

3. На множестве условий - материал должен функционировать в таких-то условиях.

4. На множестве окружающих объектов - материал должен функционировать в среде таких-то объектов (вакуум, вода, абразив и др.).

5. На множестве этапов - материал должен функционировать в процессе такого-то цикла воздействий.

6. На комбинированном множестве этапов 1-5.

Возможно сведение множеств критериев 1, 3, 4, 5 к множеству 2 -множеству свойств.

При решении указанной задачи векторной оптимизации необходима выработка стратегии учета различных критериев, определения области и схемы компромиссов, например, чем поступиться: прочностью или технологичностью?

Эта проблема решается аналитико-эвристическими методами, и, следовательно, автоматизируется. В обширной литературе по векторной оптимизации рекомендованы хорошо формализуемые процедуры, например: а) выделения главного критерия; б) минимизации (максимизации) взвешенной суммы критериев; в) вероятности достижения идеального качества и ряд других [3].

Особенность применения этих методов для автоматизированного вы бора материала прежде всего в том, что отдельные составляющие векторного показателя качества не могут быть найдены строго объективно, то есть для их определения нужно использовать метод экспертных оценок.

Для выполнения задания 2, в зависимости от типа проектируемых устройств, рекомендуются следующие аналитико-эвристические методы.