Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов специальностей 230100, 230300 и 230700, страница 12

В литературе по материаловедению [1, 2] требование системности подхода формулируется чаще всего как напоминание о том, что конструкция, материал и технология изготовления тес но связаны между собой и оказывают влияние друг на друга, а также, что работоспособность, надежность, долговечность и ремонтопригодность деталей в значительной степени определяются свойствами материалов, из которых они изготавливаются.

Студенту прежде всего необходимо четко знать последовательность этапов процедуры системного анализа и усвоить итеративный, циклический харак тер применения процедуры, т.е. понимать, что последовательность действий системного анализа применяется как к самой себе в целом, так и ко всем своим составляющим (этапам).

Схема системного анализа (рис. 4) проста, убедительна и, в общем случае, включает следующие этапы.

 

Рис. 4.

 

1. Постановка проблемы, оценка ее актуальности, выявление целей-целеполагание, установка критериев достижения целей и ограничений.

2. Построение "структуры" системы и прогнозирование реализаций.

3. Составление набора альтернативных (конкурирующих, возможных, наиболее подходящих) вариантов.

4. Нахождение оценки альтернатив (расчеты критериев) и выбор определенной альтернативы (частного решения).

5. Составление решения.

6. Согласование найденного решения (признание решения коллективом исполнителей и руководителей).

7. Запуск процесса реализации решения.

8. Оценка реализации и ее последствий (опытная проверка эффективности, обоснованности решения).

Как видно из схемы, изображенной на рис. 4, системный подход предполагает учет всех существенных факторов и элементов системы, является самым общий подходом, дающим исчерпывающее представление о проблеме в целом и ясное понимание путей ее решения.

Ниже даны методические указания по выполнению этапов контрольной работы: по систематизации и по автоматизации этапов выбора конструкционных материалов: задания 1 и задания 2.

 

2.1. Постановка проблемы и целеполагание: задание 1.