Общие подходы к определению сущности и содержания криминологической безопасности, страница 21

Большое значение в обеспечении криминологической безопасности предпринимательства имеют меры, направленные на развитие действенного государственно-правового механизма разрешения юридических конфликтов, связанных с предпринимательской деятельностью. За истекшее десятилетие в России сложилась и успешно функционирует «теневая» юстиция, основной функцией которой является «урегулирование» долговых отношений, а проще говоря, «выбивание» долгов с юридических и физических лиц. Такое посредничество в имущественных спорах превратилось в своеобразный промысел. В связи с этим, например, ведущий сотрудник Академии управления МВД РФ П.А. Скобликов предлагает комплекс мер, в числе которых: а) меры по повышению отечественного производства (состоятельному предпринимателю легче выполнять обязательства перед контрагентом, для него менее привлекательными становятся спекулятивные операции и т. д.);

б) меры по обеспечению предсказуемой и последовательной государственной политики в экономической и финансовой сферах (это позволит предпринимателю достаточно точно просчитывать последствия заключаемых им сделок, предупреждать убытки и разорение, которые неизменно ведут к неисполнению обязательств и т. д.);

в) меры по снижению инфляции, сглаживанию ее колебаний (появляется определенность в отношении будущих цен, продуманному перераспределению материальных благ и т.д.);

г) иные – организационно-технические, правовые, воспитательно-просветительские – меры5.

Представляется, что в решении этой проблемы значительную роль сыграет созданный в октябре 2002 года Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) третейский суд, а в сущности комиссия по корпоративной этике. В его состав вошли бизнесмены, юристы, представители государственной (исполнительной) власти.

Общесоциальный характер в деле обеспечения криминологической безопасности предпринимательства носит и хартия предпринимателей как важный исторический документ, отображающий реформаторский процесс в российской экономике. Сформулированные в хартии правила обязались соблюдать 420 000 членов РСПП, которые объединены в 80 региональных организаций6.

Несомненно, большое значение в защите предпринимательства от криминальных угроз имеют меры, направленные: на реформирование системы подготовки чиновников всех сфер системы государственного и муниципального управления, в том числе и правоохранительных органов. Необходимо формировать у людей, наделенных властными, в частности, разрешительными полномочиями, менталитета прогрессивного государственного служащего, который был бы озабочен не тем, как можно больше «выжать» для себя благ из предпринимательства, а тем, в частности, как обеспечить его развитие, условия защищенности от криминала.

При разработке концепции государственной экономической политики важно виктимологическое значение могли бы иметь усилия по формированию здорового социального климата, в котором предпринимательство могло находить моральную поддержку. Как совершенно правильно отмечают исследователи экономической преступности (да и сама реальность это демонстрирует), население воспринимает предпринимательство без его должного понимания и принятия7, что во многом обусловлено поведением недобросовестных хозяйствующих субъектов.

Вопрос 3. Специальные меры противодействия внешним угрозам

Специальные или специально-виктимологические меры непосредственно направлены на достижение целей виктимологического предупреждения, т.е. обеспечение защищенности (охраны и самоохраны) предпринимательства от виктимизациии и криминализации. Д.В. Ривман определяет в специальной виктимологической профилактике три основные компонента8, в каждом из которых можно определить соответствующие меры противодействия угрозам криминологической безопасности предпринимательства (см.рис.4).

Разумеется, все эти меры реализуются в комплексе, в зависимости от стратегических и тактических целей субъекта государственно-правовой, в частности, криминологической политики в сфере обеспечения защиты предпринимательства от преступности.

О каких же конкретных мерах следует иметь в виду субъекту государственного управления?