Общие подходы к определению сущности и содержания криминологической безопасности, страница 17

Еще в ноябре 1995 года участники Второго Конгресса российских предпринимателей – из всех субъектов Российской Федерации и 120 профессиональных общественных объединений национального предпринимательства – приняли «Хартию бизнеса России». Тот, кто подписал Хартию, добровольно принял на себя такого рода бессрочные обязательства делового поведения:

- отказываться от применения или угроза применения насилия как способа ведения бизнеса;

- не прибегать к недобросовестным формам ведения бизнеса, обману, умышленному причинению ущерба своему контрагенту, фальсификации качества товара, представляемой услуги, а также к сообщению ложных сведений о себе, своей организации, партнерах;

- не участвовать в легализации доходов, имеющих незаконное или сомнительное с позиции этики бизнеса происхождение и др.

При этом участники Хартии дали согласие на то, что в случае нарушений своих обязательств, к ним будут применены общественные санкции (вплоть до бойкота)8.

Такое поведение предпринимателя невозможно без его соответствующей правовой культуры, основополагающую роль в которой играет право. Но правовые знания сами по себе, без соответствующего (правового) воспитания, не определяют качественное наполнение правовой культуры и тем более не устраняют дефектов правосознания, о которых я писал выше.

Правовое воспитания, в частности, должно предполагать формирование нового (в отличие от негативно-традиционного) правосознания, экономической культуры, а также уменьшение виктимизированности предпринимательства9.

Представляется, что вопросами правового воспитания, формирования профессиональной правовой культуры предпринимателей должны заниматься органы государственного и муниципального управления, а также различные инициативные организации, например, фонды поддержки малого бизнеса. Меры правовоспитательного характера следует предусматривать в государственных программах поддержки и развития малого предпринимательства, разработка которых однако ведется довольно вяло, и в финансовом отношении программы поддержки не получают10. В связи с этим, конечно же, следует согласиться с идеей включения в государственный бюджет расходов на обеспечение экономической безопасности11, а, следовательно, и криминологической безопасности предпринимательства.

При этом следует иметь в виду постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №224 «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности»12.

Важное значение в противодействии факторам внутренней угрозы криминологической безопасности предпринимательства имеет обучение (скажем, органами внутренних дел, в том числе учебными учреждениями МВД РФ) предпринимателей самозащите от преступности. Такого рода самозащита должна складываться из соответствующих знаний и навыков. Не секрет, что представители преступной среды умело пользуются правовым невежеством и в целом профессиональной неподготовленностью предпринимателей, их «не прикрытой» виктимностью, проникают в их среду, разлагая ее изнутри, «воруя» информацию о сделках и полученной прибыли, подменяя руководителей предприятий своими людьми13.

Самозащита предполагает и прямое отражение преступного посягательства, вплоть до применения оружия. Как показывают криминологические исследования, опасение получить вооруженный отпор испытывает большинство преступников. Например, 62% опрошенных осужденных в колониях Ростовской указали на то обстоятельство, что при наличии оружия у потерпевшего или других граждан они не рискнули бы пойти на преступление14.

Вооруженная самозащита предпринимательства от преступников сегодня осуществляется в значительной мере его собственными службами безопасности.

Не претендуя на сколько-нибудь полный перечень основных мер противодействия факторам внутренней угрозы криминологической безопасности предпринимательства, укажу лишь еще на очень важную категорию мер – имеющих правовой характер.