Общие подходы к определению сущности и содержания криминологической безопасности, страница 20

Все основные меры как средства обеспечения криминологической безопасности предпринимательства можно распределить на две основные группы в соответствии с традиционным подходом к определению видов предупредительного воздействия на преступность: общесоциальные и специальные.

К первой группе следует отнести меры социально-экономического, организационно-управленческого, правового, политического, идеологического, иного характера, направленные на обеспечение нормального функционирования предпринимательства. Они обусловливаются содержанием предпринимательской деятельности, обеспечивают порядок, условия ее реализации, развития; например, меры стандартизации, сертификации и единства измерений, меры, обеспечивающие правовые гарантии конкуренции, экономическую свободу и т. д.

Общесоциальные меры как бы укрепляют эту экономическую подсистему, делают ее устойчивой во всех отношениях, в том числе и самозащищенной от криминализации (см.рис.2).

В качестве примера можно указать меры по устранению чрезвычайно большого количества бюрократических препонов по отношению к предпринимательской деятельности. Особенно это касается утратившей все приличия подзаконной инициативы чиновничества в «разрешительной» сфере (больше похожую на запретительную), реализации контролирующих функций и др. В условиях такой «опеки» хозяйствующий субъект легко обращается в жертву различных имущественных посягательств, в ходе которых он еще претерпевает и моральный вред. Все это вызывает ненависть к государственной системе, коррумпированной власти и, что очень важно, - покорность перед диктатом криминалитета, и, более того, готовность прибегнуть к его услугам, т. е. добровольно принести себя в жертву преступности.

В связи с этим представляет интерес интервью Е. Наздратенко, которое он дал «Российской газете»2. На основании этой публикации предложу схему, которая, на мой взгляд, дает наглядное представление о том, что следует сделать, чтобы избавить предпринимательство от ряда виктимогенных факторов, продуцирующих его объективную виктимизацию (см.рис.3).

Следующим комплексом мер общесоциального характера можно обозначить меры государственно-правового воздействия на конкуренцию и монополию. Эти свойства объективно присущи рыночной экономике, поэтому с ними взаимосвязаны прежде всего внутренние виктимогенные факторы. Настоящая проблематика относится, по образному выражению С.Э. Жилинского, к самым глубинным тайнам рыночной экономики, «где под покровом свободы предпринимательства творятся добро и зло, совершаются высоконравственные и самые низменные поступки»3.

Государственно-правовое воздействие на эту «глубинную» сферу жизнедеятельности предпринимательства в целях ее оздоровления и, тем самым снижения потенциальной внутренней угрозы криминологической безопасности, может быть осуществлено путем: кредитно-денежной и налоговой политики, распределения государственных заказов, финансирования теоретических и прикладных исследований, создания стимулов инвестиций в модернизацию производства, воздействия через антимонопольное законодательство4 и др.

Важное значение в системе общесоциальных мер противодействия угрозам криминологической безопасности предпринимательства имеют меры правового регулирования, т. е. обеспечивающие законность и правопорядок в сфере предпринимательской деятельности.

Любая система нормативно-правового регулирования постоянно нуждается в совершенствовании. Фактические экономические отношения развиваются чрезвычайно интенсивно, законотворчество не успевает соответствующим образом реагировать на изменения, которые происходят в экономике. Тем более далеко не всегда требуется вмешательство государства в тот порядок, который складывается в результате деловых отношений. Но государство обязано оказывать поддержку в формировании «предзаконной» системы регулирования отношений делового оборота, исключать условия возникновения криминальных конфликтов, устанавливать правила, стимулирующие предпринимательскую деятельность, например, упрощенный порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности, ее лицензирования, сертификации продукции и др.