Общие подходы к определению сущности и содержания криминологической безопасности, страница 18

Известно, насколько несовершенна сегодня чрезвычайно сложная система правового регулирования предпринимательской деятельности и смежных с ней экономических отношений. В данную систему включены нормы практически всех отраслей права. И очень важно «сориентировать» данную систему на отражение внутренних угроз криминологической безопасности предпринимательства. Такого рода ориентацию, а точнее функциональную направленность локальной регулятивной системы можно обеспечить путем криминологического обоснования системного подхода к применению правовых средств в обеспечении защищенности предпринимательства от преступности.

Например, в соответствии с уголовным законом (примечания 1 и 2 ст. 201 УК РФ и, в связи с этим, со ст.23 УПК РФ) за любое фактическое преступление против интересов службы в коммерческих и иных (негосударственных или немуниципальных) организациях – злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др. – привлечь к уголовной ответственности виновного не может ни орган дознания, следствия, ни прокурор, ни суд. Если на это не даст согласия или не напишет сам заявление руководитель данной организации. Таким образом, как ни парадоксально, но закон поощряет некоторые преступные деяния внутри предпринимательства.

Практически невозможно привлечь к уголовной ответственности за хищение чужого имущества (в прямом и переносном смысле из кармана предпринимателя) путем кражи, мошенничества, либо присвоения или растраты на сумму, которая не превышает 5 МРОТ (2250 рублей), хотя определенные нормы Уголовного кодекса (закрепленные в ст. 158, 159, 160) предусматривают ответственность за названные деяния. Фактического вора, мошенника «защищает» от уголовного преследования ст. 7.27 «Мелкое хищение» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данной норме, хищение на указанную сумму квалифицируется как «мелкое» и наказывается наложением административного штрафа на виновного в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее одного минимального размера оплаты труда15.

Заслуживает доброго слова очередной акт российской законодательной власти, который выражен в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 9 октября 2002 года № 122-ФЗ16. Законом определены организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции на товарных рынках, ограничения конкуренции органами государственной власти и самоуправления.

В части второй статья первой определено: «Настоящий закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, поддержку конкуренции и создания условий эффективного функционирования товарных рынков.

Что касается совершенствования уголовно-правового воздействия на факторы внутренних угроз криминологической безопасности, то на эту тему имеется достаточно большое количество публикаций17. Их анализ не входит в содержание настоящего пособия, в котором студенту предлагается лишь первоначальная, довольно общая модель сущности и содержания той проблемы, которую предстоит разрабатывать, не столько на лекционных, сколько на семинарских и практических занятиях.

Лекция 6. МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

План лекции:

1. Разработка системы мер безопасности как комплексная задача

2. Общесоциальные меры противодействия виктимогенным факторам

3. Специальные меры противодействия внешним угрозам

Вопрос 1. Разработка системы мер безопасности как комплексная задача

Понятие «система мер» я бы определил как согласованную на основе общей программы и плана деятельность государственных и не государственных организаций по разработке и применению средств обеспечения криминологической безопасности в данном случае предпринимательства. Такого характера задача обусловлена сложной системой объекта криминологической защиты. Решать ее можно только путем комплексного приложения усилий различных субъектов, т. е. правового, организационно-управленческого, образовательного, массово-коммуникативного, культурологического и иного характера. В обществе должен функционировать хорошо отлаженный социально-правовой механизм охраны прав предпринимателей. Создание такого механизма представляется мне более чем сложной задачей, поскольку многие субъекты социального, и особенно государственного, управления к этому не готовы.