При оценке бизнеса в рамках сравнительного подхода используется 2 типа информации: рыночная и финансовая. Рыночная информация представляет собой данные о фактических ценах купли-продажи акций предприятий, аналогичных оцениваемому. Финансовая информация необходима для финансового анализа и обычно представлена бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и провести необходимые корректировки, обеспечивающие необходимую сопоставимость. Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за последний отчетный год и предшествовавшие ему периоды (обычно 4 года).
Методы данного подхода базируются на сопоставлении стоимости оцениваемого предприятия со стоимостью аналогичных предприятий. Традиционно в рамках сравнительного подхода выделяют 3 основных метода:
- рынка капитала (компании-аналога),
- сделок (продаж),
- отраслевых коэффициентов[16].
Преимущества сравнительного подхода:
- реальное отражение спроса и предложения на данный объект, адекватно учитывающее риск и доходность;
- более высокая обоснованность по сравнению с другими подходами, основанными на расчетах и прогнозах.
Основными недостатками являются следующие:
- базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты, следовательно, игнорируются перспективы развития предприятия в будущем;
- сложность поиска действительно сопоставимых предприятий-аналогов (как результат - необходимость проведения корректировок и внесения поправок при использовании относительно сопоставимых предприятий);
- сложность получения финансовой информации по предприятиям-аналогам[17].
Методология сравнительного подхода:
1. Объектом оценки является некая закрытая или формально открытая компания, чьи акции недостаточно ликвидны.
2. Среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями находится компания-аналог. Основными критериями для отбора компании-аналога являются:
- отраслевое сходство (принадлежность к одной отрасли);
- уровень диверсификации производства;
- характер взаимозаменяемости производимых продуктов[18];
- экономическое положение, зависимость от одних и тех же экономических факторов;
- стадия экономического развития;
- размер компании (объем реализации продукции и услуг, размер прибыли, число филиалов, географическая диверсификация[19]);
- перспективы роста;
- структура капитала.
3. За основу берется рыночная стоимость акций компании-аналога и общее их количество, находящееся в обращении.
4. С учетом различных корректировок на оцениваемую компанию переносится соотношение между рыночной ценой компании-аналога и объявляемыми финансовыми результатами ее деятельности и структурой ее капитала.
5. Указанное соотношение умножается на соответствующие показатели текущих финансовых результатов оцениваемой компании – тем самым оценивается предположительная стоимость закрытой компании, которая наблюдалась бы на фондовом рынке, если бы ее акции были ликвидны и размещены на этом рынке.
Данная методология несколько завышает стоимость закрытой компании, т.к. ее акции фактически неликвидны.
Чем более развит и финансово прозрачен (т.е. опирается на широко публикуемую и надежно аудируемую информацию о компаниях, чьи акции торгуются на нем) фондовый рынок страны, тем более оценки, получаемые на основе рыночного подхода, отвечают требованиям стандарта обоснованной рыночной стоимости бизнеса[20]. Следовательно, необходимыми условиями применения данного подхода являются:
1. Наличие активного рынка собственности, для извлечения данных о фактически совершенных сделках;
2. Открытость рынка и доступность финансовой информации оценщику;
3. Наличие специальных служб, источников, накапливающих необходимую ценовую и финансовую информацию.
Далее рассмотрим более подробно основные методы рыночного подхода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.