Метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и метод рынка капитала – с тем различием, что применяемые мультипликаторы, как упомянуто выше, вычисляются на основании цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами. Практически возможности для использования этого метода представляются достаточно редко из-за относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами.
Метод отраслевой специфики (отраслевых коэффициентов) - это модификация метода рынка капитала, в которой основным ценовым мультипликатором выступает соотношение «цена/валовый доход» («цена/выручка», «цена/объем реализации»). Уже название этого метода показывает, что его применимость ограничена специфическими отраслями – теми, в которых действительно наблюдается надежная корреляция между рыночной стоимостью компаний с ликвидными акциями и объемом реализованной ими продукции.
К таким отраслям относятся отрасли топливно-сырьевого комплекса, а также другие отрасли со стандартизированным продуктом, где динамика прибылей определяется в первую очередь не обновлением продукта, а успехом в поддержании и расширении доли на рынке, количеством продаж продукта. При этом прибыли незначительно отличаются от денежных потоков предприятия отрасли, так как на обновление продукта и поддержание производственных мощностей инвестиции осуществляются сравнительно редко.
Данный метод обычно применяют для ориентировочных оценок стоимости предприятий или для экспресс-оценки.
Опыт западных оценочных фирм свидетельствует, что [4; 28]:
- бухгалтерские фирмы и рекламные агентства продаются соответственно за 0,5 и 0,7 годовой выручки;
- рестораны и туристические агентства - за 0,25 - 0,5 и 0,04 – 0,1 валовой выручки;
- автозаправочные станции – 1,2 – 2,0 месячной выручки;
- предприятия розничной торговли – за 0,75 – 1,5 суммы чистого дохода, оборудования и запасов;
- машиностроительные предприятия – за 1,5 – 2,5 суммы чистого дохода и запасов.
Широко известное «золотое правило» оценки для некоторых отраслей экономики гласит: покупатель не заплатит за предприятие более четырехкратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения [4; 21].
Помимо вышесказанного у метода отраслевых коэффициентов существует модификация, основанная на анализе практики продаж акций в той или иной отрасли. В ходе данного анализа выводится определенная зависимость между ценой продажи и каким-то показателем (чаще всего, прибылью на акцию (p/e), выручкой (p/s) компании, потоком денежных средств (p/CF)). Такие отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений за ценами продаж предприятий и их важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате выводятся средние для каждой отрасли мультипликаторы (коэффициенты). В России данная модификация так же как и большинство методик сравнительного подхода еще не получила достаточного распространения. Однако при оценке стоимости крупных компаний (предприятий), особенно при необходимости или желании привлечь иностранные инвестиции (для определения стоимости компании на мировом рынке), возможно с учетом определенных корректировок использовать отраслевые коэффициенты, рассчитанные на основании данных по зарубежным компаниям.
EV[22] = Выручка*p/s + долгосрочный долг – ДС[23] по балансу (1.8)
EV = Поток ДС*p/CF + долгосрочный долг – ДС по балансу (1.9)
EV = EBITDA[24]*p/EBITDA + долгосрочный долг – ДС по балансу (1.10)
EV = Балансовая стоимость СК*p/BV + долгосрочный долг – (1.11)
- ДС по балансу
EV = Чистая прибыль*p/e + долгосрочный долг – ДС по балансу (1.12)
Расчет стоимости на основе коэффициента p/s целесообразно использовать для оценки предприятий, несущих операционные убытки, находящихся в начале жизненного цикла или имеющих, несмотря на более поздние стадии цикла, неустойчивые показатели прибыли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.