Разработка рекомендаций по выбору варианта инвестирования для расширения производственного потенциала компании, страница 3

Инвестиционная стоимость представляет собой стоимость предприятия для конкретного покупателя, которая учитывает качественные характеристики самого покупателя и выгоды, которые могут быть им достигнуты при приобретении данного предприятия [34; 23].

Так как целью исследования является разработка рекомендаций по выбору варианта инвестирования в целях расширения производственного потенциала исследуемой  компании (компании-инвестора), то далее речь пойдет только об инвестиционной стоимости предприятий.

Предприятие всегда находится под воздействием окружающей среды, поэтому при оценке его инвестиционной стоимости важно знать и учитывать факторы, оказывающие на нее существенное влияние. Эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние (таблица 2). Внешние факторы в совокупности отражают местоположение оцениваемого объекта, поэтому при оценке стоимости предприятия необходим также и анализ экономической ситуации в районе, городе, регионе, в котором расположен оцениваемый объект. Внутренние факторы отражают состояние самого объекта инвестирования.  Изменение внешних и внутренних факторов может существенно повлиять на стоимость предприятия (компании).

Таблица 2

Основные факторы, влияющие на стоимость предприятия

Внешние

Внутренние

1.  Физические:

-  природные (земля, климат, ресурсы),

-  созданные человеком (дороги, здания, сооружения).

1.  Тип акционерного общества:

-  закрытый,

-  открытый (риск, связанный с инвестированием меньше, т.к. легче найти информацию для оценки)

2. Социальные (численность населения,  стиль жизни, уровень образования населения)

2. Квалификация управленческого персонала компании.

3. Экономические (уровень доходов, занятости, кредитная политика, ставка арендной платы в регионе, потенциал рынка, экономические характеристики отрасли, в которой функционирует предприятие, уровень инфляции)

3. Диверсификация производства (это уменьшает риски, связанные с возможным дефицитом сырья и увеличивает возможности перепрофилирования производства), конкурентоспособность продукции

4. Политические, административные (строительные нормы и правила, услуги муниципальных служб, налоговая политика)

4. Наличие ноу-хау, лицензий, уникальных разработок, патентов (нематериальные активы)

5. Конкурентная среда

5. Состояние оборудования предприятия

Инвестиционная стоимость предприятия различна для каждого покупателя вследствие различия характеристик самих покупателей, а соответственно и эффектов от приобретения оцениваемого предприятия. Например, отдельный покупатель может иметь ассортимент продукции или сбытовую сеть, куда приобретаемое предприятие впишется лучше, чем у любого другого потенциального покупателя. При этом для данного покупателя инвестиционная стоимость целевого предприятия будет наибольшей. Необходимо так же отметить, что фактическая цена приобретения должна быть ниже инвестиционной стоимости. Разница между ними представляет собой выигрыш покупателя, стоимость создаваемую покупателем для себя в результате сделки. Чем ближе подходит цена приобретения к инвестиционной стоимости, тем полнее должно быть достижение всех эффектов от приобретения в запланированные сроки, тем меньше допустимый размер возможной ошибки покупателя.

Поэтому необходимо понимать различие между хорошей компанией и хорошей инвестицией. Компания, которая обладает многими сильными сторонами, может оказаться плохой инвестицией, если уплаченная за нее цена слишком высока. Наоборот, слабая компания может оказаться хорошей инвестиционной возможностью, если ее цена адекватно низка относительно прогнозируемых прибылей, особенно для стратегического инвестора, обладающего характеристиками, компенсирующими слабые стороны целевой компании [34; 25].