Разработка рекомендаций по выбору варианта инвестирования для расширения производственного потенциала компании, страница 4

Для того чтобы правильно оценить инвестиционную стоимость целевого предприятия (компании) менеджерам необходимо знать и владеть основными методами оценки стоимости. В настоящее время отечественный и зарубежный опыт проведения оценки насчитывает большое количество различных методов, объединенных в 3 основных подхода: имущественный, доходный и рыночный (сравнительный).

Имущественный (затратный) подход заключается в анализе балансовых счетов предприятий и их корректировке.

Доходный основан на определении текущей стоимости будущих доходов компании.

Сравнительный (рыночный) объединяет методы, базирующиеся на использовании фактических рыночных данных о сделках по аналогичным предприятиям [11; 9].

Далее рассмотрим вышеназванные подходы более подробно, определим основные методы в рамках каждого подхода и выберем те методы оценки инвестиционной стоимости предприятий, которые будут наиболее эффективны и полезны для достижения цели данного исследования.

1.2 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ

Если предприятие оценивается как действующее, то его наиболее логично  оценивать в рамках доходного подхода, который предполагает, что рыночная стоимость бизнеса определяется будущими доходами, которые можно получить, продолжая бизнес.

Преимущества доходного подхода:

1.  Учитывается инвестиционный доход, поэтому применение подхода необходимо при анализе целесообразности инвестирования при обосновании решений по купле – продаже предприятия.

2.  Используется в случаях, когда трудно оценить с помощью затратного подхода, а для использования сравнительного подхода нет необходимой информации:

-  предприятия, связанные с информационно-рекламной сферой деятельности, т.к. их стоимость зависит от размеров и эффективности первоначальных затрат, последующих объемов реализации услуг и чистых доходов;

-  предприятия, деятельность которых базируется на новых технологияx, когда стоимость предприятия существенно зависит от конъюнктуры соответствующего сектора рынка;

-  предприятия,   имеющие   исключительные   права,   каналы связи, каналы реализации продукции, услуг, обладание которыми позволяет таким предприятиям ограничить конкуренцию на соответствующем рынке и получать высокие и стабильные доходы, а, следовательно, и иметь высокую стоимость;

-  предприятия, занимающиеся профессиональными сферами деятельности (оценочной, медицинской, юридической, аудиторской и пр.), так как их стоимость в значительной степени зависит от  индивидуальных  качеств  руководителя,  его  квалификации, связей и т.д.

Основные недостатки доходного подхода:

-  необходимость прогнозирования долговременного потока дохода (затруднена сложившейся недостаточно устойчивой экономической ситуацией в России, к тому же вероятность неточности прогноза увеличивается  пропорционально долгосрочности прогнозного периода);

-  сложность расчета ставок капитализации и дисконтирования;

-  в процессе прогнозирования денежных потоков или ставок дисконтирования устанавливаются   различные предположения и ограничениям, носящие условный характер;

-  влияние факторов риска на прогнозируемый доход;

-  проблематичность сбора данных о доходности аналогичных предприятий [31; 52].

В настоящее время доходный подход включает 2 основных метода оценки стоимости компании: метод дисконтирования денежных потоков  и метод капитализации доходов.

Определение стоимости бизнеса методом дисконтирования денежных потоков основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. А собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. Поэтому считается, что в результате взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов [20; 153].