Автоматика, телемеханика и связь: Конспект лекций (Элементная база систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Комплекс горочной автоматики), страница 9

В качестве ограждаемых отрезков пути могут быть перегоны или блок - участки, устраиваемые на перегонах. В первом случае устраивается полуавтоматическая блокировка, во втором – автоматическая.

4.2.  Релейная полуавтоматическая блокировка

4.3.   

Полуавтоматическая блокировка (ПАБ) – это система интервального регулирования движения поездов, при которой управление, замыкание о размыкание сигналов выполняется частично вручную, а частично автоматически самими поездами. При ПАБ сигналами, регулирующими движение поездов, являются, как правило, входные и выходные сигналы, ограждаемыми отрезками пути – межстанционные перегоны. Поскольку сплошные рельсовые цепи на перегоне при ПАБ отсутствуют, то контроль за полным освобождением перегона поездом возложен на ДСП. Поэтому открытие выходного сигнала для отправления поезду поставлено в принудительную зависимость от соседней станции, ДСП которой должен предварительно дать блок сигнал о прибытии туда ранее отправленного поезда, а на однопутном участке еще блок – сигнал согласия на отправления к ней следующего поезда. Блок – сигнал о прибытии поезда формируется после фактического прибытия поезда в полном составе на станцию, для этого на выходе ограждаемого участка пути устанавливается путевые педали, которые служат также для автоматического закрытия сигналов после проследования поезда.

В настоящее время типовой системой ПАБ является релейная полуавтоматическая блокировка (РПБ ГТСС), в которой все блокировочные зависимости выполняются на реле.

Как правило, при РПБ на раздельных пунктах вводится светофорная сигнализация, а стрелки остаются на ручном управлении с использованием маршрутно-контрольных устройств (МКУ) Наталевича или устройств ключевой зависимости. Для управления РПБ и контроля за ее работой в помещении ДСП устанавливается пульт – табло. Блокировочная зависимость между станциями осуществляется по двухпроводной линейной цепи, в которую включаются линейные реле НЛ (ЧЛ), блокирующие выходные сигналы в закрытом состоянии на все время нахождения поезда на перегоне, реле путевого отправления ЧПО (НПО), извещающие о выходе поезда с соседней станции, и реле дачи прибытия НДП (ЧДП), фиксирующие момент подачи сигнала прибытия на соседнюю станцию с тем, чтобы привести схему в исходное состояние.

Местные зависимости по увязке линейных и станционных устройств РПБ на однопутных участках выполняют: реле дачи согласия ЧДС (НДС), посылающие в линию разрешение на отправление поезда с соседней станции, маршрутные реле отправления ЧОМ (НОМ), проверяющие выполнение условий для открытия выходного сигнала, реле прибытия ЧП (НП), контролирующие фактическое прибытие поезда на станцию, и нормально (в исходном состоянии) находящиеся под током противоповторные ЧОП (НОП) и вспомогательные ЧОВ (НОВ) реле отправления.

На рис.10 приведена функциональная схема однопутной РПБ, показывающая последовательность действий и взаимосвязь между отдельными элементами схемы при отправлении поезда в установленном четном направлении. Работа схемы в противоположном (нечетном) направлении происходит аналогично.

Нормально линейные реле на обоих станциях обесточены и поэтому ни одна из них не может отправить поезд на перегон. При отправлении поезда на перегон в четном направлении ДСП запрашивает по телефону согласие соседней станции. ДСП этой станции нажимает кнопку дачи согласия ЧДСО, отчего возбуждается реле ЧДС и выключает на табло белую лампочку согласия ЧДС.

Одновременно реле ЧДС посылает в линейную цепь сигнал дачи согласия, от которого на станции отправления возбуждается током прямой полярности линейное реле ЧЛ. Реле ЧЛ включает на табло зеленую лампочку получения согласия ЧПС. Станция отправления может отправить поезд.