Автоматика, телемеханика и связь: Конспект лекций (Элементная база систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Комплекс горочной автоматики), страница 22

Для формирования и расформирования грузовых поездов на сортировочных станциях применяются сортировочные горки. Грузовые поезда с разных направлениях принимают в парк прибытия (ПП). Затем каждый состав надвигают на сортировочную горку, сооружаемую в начале сортировочного парка (СП). В сортировочном парке формируются поезда новых направлений и передаются в парк отправления (ПО), откуда их отправляют по назначению рис.20.

рис.20

Руководством расформирования и формирования ведет маневровый диспетчер из технической конторы. Техническая контора получает предварительную информацию по раскладке поезда с ближайшей участковой станции.

Во время расформирования, при надвиге на горку состав расцепляют на отдельные отцепы, которые, перевалив через вершину горки, скатываются по уклону и направляются на разные пути сортировочного парка. По скорости скатывания отцепы делят на хорошие (тяжелые, груженые вагоны) и плохие (порожние вагоны) бегуны.

Основными устройствами механизированных и автоматизированных горок являются: автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов (АРС), автоматическое задание скорости скатывания отцепов (АЗСР), телеуправление горочным локомотивом (ТГЛ), вагонные замедлители (ВЗ), стрелочные электроприводы (Пр), воздухораспределительные устройства и компрессорные установки, пневматическая почта для пересылки грузовых документов и сортировочных листов. На рис. 21 показана связь между основными системами горочной автоматики.

рис.21

По мере скатывания отцепов автоматический перевод стрелок по маршруту следования производят устройства ГАЦ. Задание маршрутов может осуществляться: установкой маршрута для каждого очередного отцепа непосредственно перед скатыванием его с горба горки (маршрутный режим) или предварительным набором маршрутов на весь состав или его часть на пульте управления с применением горочно – запоминающего устройства (ГОЗУ). В последнем случае программа роспуска (ПР.р.) состава, при помощи манипулятора вводится в устройство ГОЗУ. При роспуске состава по мере отрыва очередного отцепа происходит считывание из ГОЗУ программы роспуска (маршруты следования отцепов, количества в них вагонов и особые признаки), которая передается в систему АЗСР. Кроме маршрутного и программного режимов допускается также возможность индивидуального управления стрелками.

Система АЗСР обеспечивает роспуск составов с горки с переменной скоростью в зависимости от длины отцепов и места разделки маршрутов их следования. Информация о требуемой скорости роспуска поступает на указатель скорости (УС), установленный на мачте горочного светофора (ГС). Одновременно система АЗСР управляет указателем количества вагонов (УКВ) в двух смежных отцепах. Верхний указатель показывает количество физических вагонов в первом (спускаемом в данный момент), а нижний - во втором (последующих) отцепах. Составитель, руководствуясь этими показателями, расцепляет состав.

Система АРС поддерживает интервалы между скатывающимися отцепами на спускной части горки, обеспечивает необходимую дальность пробега отцепов и безопасную скорость при их контакте с вагонами, стоящими на путях подгорочного парка. Регулирование скорости производится вагонными замедлителями (ВЗ).

Для обеспечения регулирования скорости надвига состава на горку без участия машиниста служит система телеуправления горочным локомотивом (ТГЛ). Система ТГЛ получает информацию о требуемых скоростях от системы АЗСР.

Неблагоприятные ситуации, складывающиеся на спускной части горки, фиксируются системой АРС, которая при этом передает соответствующую информацию в систему АЗСР. Последняя на основании этого вырабатывает команды о снижении скорости роспуска состава или его остановки.

Литература

1. Ю.А Кравцов, В.Л. Нестеров, Г.Ф. Лекута Системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Учебн. Для вузов. М.: Транспорт, 1995. 400с.

2. Д.В. Гавзов, О.К. Дрейман, В.А. Кононов; Под общей ред. Проф. Вл В. Сапожникова. Системы диспетчерской централизации: Учебн. Для вузов. М.: Издательство «Маршрут», 2002. 407 с.

3. Г.К. Ефимов, Ф.П. Микулик, Ф.А. Матутин. Автоматика, телемеханика и связь. Учебное пособие. ВЗИИТ. М.: 1980. 66 с.

4. В.Н. Алешин Микропроцессорная централизация стрелок и сигналов системы Ebilock- 950. //Автоматика, связь, информатика. – 2003 - №1.- Ст.13- 17.