Автоматика, телемеханика и связь: Конспект лекций (Элементная база систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Комплекс горочной автоматики), страница 4

рис.5

Рельсовые цепи переменного тока по способу питания делятся на кодовые (импульсные) и непрерывного питания. Максимальная длина кодовых р. ц. составляет 2600 м. Поэтому такие р. ц. применяются на перегонах в устройствах числовой кодовой автоблокировки. Кодовые сигналы, посылаемые в р. ц. отличаются друг от друга числом импульсов в течении одного кодового цикла. Кодовый характер питания р. ц. позволяет использовать одну и ту же аппаратуру как для работы р. ц., так и для передачи информации на локомотив о состоянии впереди расположенных блок- участков, а также увязывать между собой смежные сигнальные точки, без использования дополнительных линейных проводов.

Для посылки импульсов кодированного тока в рельсовую цепь служит трансмиттерное реле Т, фронтовой контакт которого замыкает путевой трансформатор ПТ.

Рельсовые цепи переменного тока с непрерывным питанием применяются на станциях, если их длина не превышает 1500 м. В качестве путевого приемника в этих р.ц. используется фазочувствительное реле ДСШ, срабатывание которого зависит не только от величины напряжения на его путевой обмотке, но и от фазы этого напряжения по отношению к напряжению местного элемента реле. Такое техническое решение повышает защищенность путевого реле от действия различного рода помех, а защитный блок ЗБ-ДСШ предохраняет реле от возможных перенапряжений на релейном конце р.ц. рис.6.

рис.6

1.3. Тональные рельсовые цепи

Системы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями (АБТЦ) применяются на двухпутных и однопутных участках железных дорог при модернизации действующих устройств автоблокировки, а также при новом строительстве. АБТЦ позволяет организовывать двустороннее движение по обоим путям рис.7.

рис.7

В системе АБТЦ для контроля состояния блок- участков используются два типа р.ц. Первый ТРЦ3 – рельсовые цепи частотой сигнального тока 420 и 480 Гц., контролирующие свободность блок- участка длиной до 1 км. Второй ТРЦ-4 частотой сигнального тока 5000 и 5555 Гц, используется для контроля участков пути длиной 100-300 м на границе блок- участков в зоне расположения светофоров. В ТРЦ3 ТРЦ4 сигнальные токи рельсовой цепи модулируются частотой 8 или 12 Гц.

Для исключения подпитки из соседней рельсовой цепи применяется чередование несущих и модулирующих частот.

Для нечетного пути применяют комбинацию: 420/8, 480/12, 5000/12, 5555/8 Гц; для четного пути: 420/12, 480/8, 5000/8, 5555/12 Гц. Исключение подпитки от рельсовой цепи этого же пути осуществляется комбинацией несущих и модулирующих частот таким образом, что любой путевой приемник данной рельсовой цепи удален от путевого генератора с идентичными комбинациями часто на расстояние, обеспечивающее затухание сигнала настолько, что он не воспринимается путевым приемником.

Зона предварительного шунтирования ТРЦ4 не более 15м. Поэтому для исключения появления на светофоре красного огня при приближении к нему поезда напольные сигналы сдвигаются вперед на 20 м от питающего конца ТРЦ4. Передача сигналов АЛСН обеспечивается с момента занятия рельсовой цепи поездом.

Использование сигнального тока тональной частоты позволяет значительно снизить потребляемую мощность, применить современную электронную элементную базу для обработки сигналов, повысить надежность работы р.ц., за счет исключением самого ненадежного элемента р.ц. изолирующего стыка.

Аппаратура АБТЦ разработана с учетом работоспособности при низком сопротивлении балласта, содержит путевой приемник ПП, путевой генератор ПГ, путевой фильтр ПФ.

1.4. Стрелочные электроприводы

На станциях с ЭЦ перевод стрелок, запирание и контроль их положения осуществляется с помощью электроприводов типа СП-6М, управляемых с центрального поста.

Стрелочный электропривод в соответствии с требованиями ПТЭ должен обеспечивать:

1.  перевод стрелок с ходом остряков 154 мм;

2.  плотное прилегание прижатого остряка к рамному рельсу и его замыкание при зазоре между остряком и рамным рельсом не более 4 мм;