После набора прочности бетоном в местах омоноличивания домкраты и временную опору убирают. В этом случае железобетонная плита включается в работу балок на все виды нагрузок, включая собственный вес балок и плиты. Подобный способ применяют и в отношении неразрезных балок: поддомкрачивание в серединах пролетов балок позволяет создать в сечениях моменты обратных знаков по сравнению с эксплуатационными. Определенный порядок монтажа плит дает возможность и в этом случае эффективнее включить в работу на постоянные и временные нагрузки железобетонную плиту в работу сталежелезобетонных балок, особенно в надопорных участках.
Искусственное регулирование усилий всталежелезобетонных пролетных строениях позволяет довести экономию металла до 20 – 25% по сравнению с обычными стальными.
Материалы металлических мостов
С начала металлического мостостроения использовали в основном материалы на основе железа: чугун, сварочное железо, стали. Только в конце 40-х годов нашего столетия в мостостроении начали изредка применять алюминиевые сплавы. В настоящее время основной материал металлических мостов—современные строительные стали (малоуглеродистые и низколегированные).
В СССР до недавнего времени основная масса стальных мостов была из малоуглеродистых сталей. Но в настоящее время положение существенно меняется и около 70% стальных мостов возводят из низколегированных сталей.
Стали выплавляют в мартеновских или конверторных печах. При выплавке стали из чугуна выжигают углерод. При этом восстанавливаются окислы железа и образуются пузырьки газа СО, которые выделяются из расплава. Если выделение пузырьков доведено до конца во время варки и сталь остывает в изложницах, ее называют спокойной (сп). Для ускорения получения спокойной (раскисленной) стали в нее добавляют кремний, марганец, алюминий в конце варки.
Если процесс раскисления стали не доведен до конца и во время ее твердения продолжается выделение пузырьков СО, сталь называют кипящей (к). Кипящая сталь менее однородна, что снижает качество проката из нее. С другой стороны, спокойная сталь имеет более высокую стоимость из-за усложнения технологии. Кроме спокойной и кипящей сталей, производят и полуспокойную (пс) сталь, которая по своим свойствам занимает промежуточное положение. Несмотря на большую стоимость, в мостах предпочитают применять мартеновскую спокойную сталь, имеющую более высокие механические свойства. А в сварных конструкциях мостов применение спокойной стали является обязательным условием. Стали, применяемые в мостостроении, должны иметь хорошие прочностные показатели, но при этом должны достаточно легко обрабатываться и обладать необходимыми вязкостью и пластичностью. В последние десятилетия не менее важна способность свариваться.
Подобными свойствами обладают стали с содержанием углерода от 0,1 до 0,3%. Увеличение количества углерода в стали (свыше 0,3%) повышает не только прочность, но и хрупкость стали, а также ухудшает свариваемость. Кроме углерода, в строительных сталях обычно содержится ряд полезных присадок, улучшающих отдельные ее свойства, в основном прочность: марганец (Г), кремний (С), никель (Н), хром (X), медь (Д), молибден (М) и др.
Малоуглеродистые мостовые стали кроме углерода содержат небольшое количество марганца и кремния. В низколегированные стали вводят больше легирующих добавок. Основная малоуглеродистая сталь для строительства мостов—сталь марки 16Д, из низколегированных сталей в мостах применяют 15ХСНД, 10ХСНД. 14Г2АФД, 15Г2АФДпс и др. По принятой в СССР системе обозначений первые две цифры обозначают количество углерода в стали в сотых долях процента. Следующие за цифрами, обозначающими количество углерода, буквы и цифры показывают содержание легирующих элементов. Если после буквы нет цифры, содержание этой легирующей добавки не превышает 1%. Если же после буквенного обозначения стоит цифра 1 или 2, это значит, что указанный элемент имеется в стали в количестве около 1 или 2%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.