Среди пролетных строений с балками со сплошной стенкой наибольшее распространение имеют сталежелезобетонные, в которых железобетонная плита проезжей части объединенасо стальными балками. Применение сталежелезобетонных балок наиболее эффективно в разрезных пролетных строениях, где главные балки на всей длине работают на положительные моменты и железобетонная плита проезжей части попадает в сжатую зону. Сталежелезобетонные балки могут быть применены и в неразрезных пролетных строениях или на части длины, где действуют только положительные моменты, или на всей длине, когда в зоне отрицательных моментов (над промежуточными опорами) плиту делают предварительно напряженной, чтобы она могла воспринимать растягивающие напряжения.
Включение железобетонной плиты проезжей части в совместную работу со стальными балками уменьшает расход металланапролетные строения, позволяет уменьшить их строительную высоту, а также увеличивает жесткость пролетных строений.
Для дополнительных продольных балок балочной клетки, поперечных балок, а также в главных балках при перекрытии небольших пролетов в качестве стальной части железобетонной балки могут быть использованы прокатные двутавры (рис. 22.15, а).
Клепаные или сварные главные балки сталежелезобетонных пролетных (рис. 22.15, б, в) по конструкции подобны обычным стальным двутавровым балкам, но имеют стальной верхний пояс меньшего сечения, чем нижний. Включение в работу балки железобетонной плиты проезжей части позволяет заметно уменьшить сечение стального верхнего пояса. В надопорных участках неразрезных балок (в зоне отрицательных моментов) для еще большего снижения расхода металла возможно устройство железобетонной плиты, объединенной со стальными балками, в уровне нижних поясов балок (рис. 22.15, г). Подобное решение было применено в Калининском мосту в Москве.
Кроме двутавровых балок, в сталежелезобетонных мостах могут быть применены и коробчатые сечения. Такие конструкции (рис. 22.15, д, е, ж) находят все большее применение в стальных мостах, особенно при перекрытии больших пролетов (более 80 м). В ряде стран сечения со стальными балками корытообразного профиля, объединенными с железобетонной плитой проезжей части (см. рис. 22.15, д), применяют при перекрытии и небольших пролетов (20-30 м).
В сталежелезобетонных коробчатых балках возможно применение как балок с вертикальными (см. рис. 22.15, е), так и с наклонными (см. рис. 22.15, ж) стенками. Цельносварные сталежелезобетонные балки использованы в мосту через канал им. Москвы в Москве.
В сечениях сталежелезобетонных балок, находящихся в зоне положительных моментов, железобетонная плита проезжей части воспринимает сжимающие напряжения и служит верхним поясом балки, а стальная часть работает на растяжение (рис. 22.16,а).Совместная работа железобетонной плиты и стальной части балки должна быть надежно обеспечена. Объединение обычно достигается установкой жестких упоров (рис. 22.16, б, в, г,д),гибких арматурных связей (рис. 22.16, е, ж, з) или высокопрочных болтов (рис. 22.16, и).
Жесткие упоры прикрепляют к верхнему поясу стальной балки заклепками, высокопрочными болтами или сваркой. Последний тип соединения наиболее распространен в современных мостах. Жесткие упоры могут быть сделаны из профильного прокатного металла, например уголков (см. рис. 22.16, б), или могутбытьсварены из листового проката (см. рис. 22.16, в, д).
Существенным недостатком жестких упоров можно считать значительные местные сжимающие напряжения в бетоне и эксцентричное приложение сдвигающей силы относительно центра тяжести плиты. Для уменьшения этих недостатков возможно применение упора типа 22.16, в. Но он сложнее и дороже упоров из уголкового проката. Для жестких упоров в виде уголков часто в соответствии с расчетом требуется слишком большая толщина профиля, так как стенка, передающая усилия на бетон, работает как консоль (см. рис. 22.16, б). Для уменьшения потребной толщины прокатного металла можно усилить стенку приваркой наклонной планки (см. рис. 22.16, г) или ребер жесткости (см. рис. 22.16, д).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.