Пролетные строения со сплошными балками, страница 12

Подвижные опорные части позволяют повороты опорных сече­ний и продольные перемещения (см. рис. 24.11, б). Они передают на опоры в основном вертикальные давления пролетных строений. В мостах больших пролетов подвижные опорные части имеют верх­ний и нижний балансиры, шарнир, обеспечивающий возможность углов поворота, катки, дающие возможность горизонтальных перемещений, и нижнюю подушку (см. рис. 24.11, б).


Теоретически необходимо в пролетных строениях ставить одну неподвижную опорную часть, а во всех направлениях от неподвиж­ной опорной части к остальным местам установки опорных частей обеспечивать подвижность, чтобы были возможны свободные тем­пературные деформации пролетного строения в любом направле­нии. Однако в узких пролетных строениях с двумя главными бал­ками (фермами), когда длина пролета гораздо больше расстояния между балками, а ширина моста небольшая, можно пренебречь деформациями по ширине пролетного строения и на одном конце каждой балки поставить неподвижную опорную часть, а на дру­гом— продольно подвижную (рис. 24.11, в, г).


Когда расстояние между балками большое, ставят под одним из концов балки неподвижную опорную часть, под соседней бал­кой в этом же сечении — подвижную опорную часть, обеспечиваю­щую температурные деформации поперек моста, на других же концах балок ставят подвижные опорные части, создающие свобо­ду деформаций в направлении от неподвижной опорной части (рис. 24.11, д). Еще лучше решение, когда под одним концом балки ставят неподвижную опорную часть, а по диагонали от нее — подвижную опорную часть, обеспечивающую подвижность в двух перпендикулярных направлениях (рис. 24.11, ж). Остальные две опорные части делают продольно подвижными с подвижностью по направлениям от неподвижной опорной части. Это решение наибо­лее дорогое и редко применяемое, так как конструкция подвижных опорных частей с подвижностью в двух направлениях и шаровым шарниром очень сложна.

В неразрезных пролетных строениях применяют аналогичные решения (см. рис. 24.11, г, е). Если в поперечном сечении моста несколько главных балок с небольшими расстояниями между ни­ми, можно под двумя средними балками поставить неподвижные опорные части, а во всех остальных местах установки опорных частей ставить подвижные опорные части по направлениям от соот­ветствующих неподвижных опорных частей (см. рис. 24.11, е).

Размещение подвижных и неподвижных опорных частей по дли­не моста серьезно отражается на конструкциях пролетных строе­ний и опор. В зависимости от того, где будут поставлены неподвиж­ные опорные части в пролетных строениях, выбирают конструкции деформационных швов, так как их положение меняет размер рас­крытия шва. Так как через неподвижные опорные части переда­ются на опоры большие горизонтальные силы, их положение отра­жается на работе опор. Очевидно, не рационально сосредоточивать две неподвижные опорные части на одной высокой опоре или опоре на слабых грунтах, потому что это сильно осложнит ее проектирование.

На наиболее высоких опорах моста вообще нежелательно ставить неподвижные опорные части. По возможности, лучше раз­мещать неподвижные опорные части на устоях, так как устои в большей степени, чем промежуточные опоры, приспособлены для восприятия горизонтальных сил.

Конструкция подвижных и неподвижных опорных частей металлических мостов при перекрытии небольших пролетов подобна конструкциям опорных частей  балочных железобетонных  мостов малых и средних пролетов (см. § 15.9): тангенциальных и однокатковых подвижных.

Опорные части мостов больших пролетов должны воспринимать значительные усилия и одновременно обеспечивать большие пере­мещения, особенно на концах длинных неразрезных пролетных строений. Так как опорные части в большинстве случаев стоят на бетонных опорах, необходимо иметь достаточно большую пло­щадь опирания на опору, чтобы не создавать чрезмерных напря­жений в бетонной кладке опоры.