ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ СО СПЛОШНЫМИ БАЛКАМИ [3, с.23-54]
22.1. Виды пролетных строений со сплошными балками [3, с.23-26]
В пролетных строениях со сплошными балками главным несущим элементом служит балка, в которой верхний, нижний пояс и стенка составлены из листового прокатного металла, причем стенка сделана сплошной. Обычно используют в таких балках двутавровое или коробчатое поперечное сечение.
По статической схеме пролетные строения со сплошными балками могут быть разрезными, неразрезными или консольно-балочной системы (рис. 22.1).
В настоящее время пролетные строения со сплошными главными балками применяют в очень широком диапазоне пролетов от 20—30 м до 250—300 м. Это наиболее применимая конструкция металлических мостов. Основным достоинством балок со сплошной стенкой можно считать простоту конструкций и изготовления, которые значительно дешевле, чем в случае применения ферм или других типов пролетных строений.
При пролетах до 40—60 м применяют пролетные строения разрезной системы (рис. 22.1, а). Конструкция разрезных пролетных строений проста и экономически рациональна при относительно небольших пролетах. Но если основной пролет превышает 60 м, экономичнее неразрезные пролетные строения (рис. 22.1, б, в, г) так как они позволяют уменьшить расход металла в пролетных строениях и материала промежуточных опор.
При перекрытии пролетов 60—80 м применяют главные балки со сплошной стенкой с постоянной высотой (рис. 22.1, б). Балки со сплошной стенкой и постоянной высотой позволяют упростить изготовление и осуществлять монтаж пролетных строений надвижкой с контейнерно-тыловой сборкой в удобных условиях на подходах к мосту.
При пролетах свыше 80 м над промежуточными опорами возникают настолько большие отрицательные моменты, что приходится увеличивать высоту опорных сечений. Балки получают нижний пояс с очертанием его по ломаной (рис. 22.1, в) или по кривой (рис. 22,1, г). В этих случаях осложняется изготовление балок и их монтаж. Обычно при ломаном очертании нижнего пояса стараются сохранить постоянную высоту на большей части длины пролетного строения.
Криволинейное очертание нижнего пояса значительно усложняет изготовление конструкций и поэтому применяется обычно при очень больших пролетах, превышающих 120—150 м. Необходимо отметить хорошие архитектурные качества балок с криволинейным очертанием нижнего пояса.
Значительное увеличение жесткостей приопорных сечений в неразрезных балках с ломаным и криволинейным очертанием нижнего пояса приводит к заметному перераспределению моментов и высот сечений: сечения, близкие к промежуточным опорам, требуют больше материала и большие высоты, а средние сечения могут быть осуществлены с меньшей высотой, что еще более улучшает экономические показатели и внешний вид неразрезных пролетных строений. Чаще всего проектируют трехпролетные неразрезные балочные пролетные строения. Но возможны неразрезные системы и с большим количеством пролетов. Основным ограничением неразрезной длины балки обычно служат температурные деформации системы и усложнение конструкции деформационных швов из-за этого.
Соотношение средних и крайних пролетов неразрезных балок l2: l1 обычно лежит в пределах 0,7—0,8, когда наибольшие значения моментов в соседних пролетах получают близкие значения.
Во второй половине XIX в. и в начале XX в. к неразрезным конструкциям, особенно в случаях плохих грунтов, относились осторожно из-за больших дополнительных усилий в случае неравномерных или больших осадок опор. Поэтому вместо неразрезной системы часто применяли балочно-консольную (рис. 22.1, д). Последняя в настоящее время в мостах со сплошными балками практически не применяется. Создание современных фундаментов на сваях или мощных оболочках глубокого заложения позволяет строить вполне надежные опоры и устраивать неразрезные пролетные строения при любых грунтовых условиях.
Пролетные строения со сплошными балками имеют обычно езду поверху, что позволяет упростить конструкцию проезжей части создает защиту несущих конструкций от атмосферных воздействий, улучшает условия проезда автомобилей по мостам. Высота главных балок при этом полностью входит в строительную высоту. Поэтому в случаях жестких ограничений строительной высоты, что случается крайне редко, могут быть устроены пролетные строения со сплошными балками и ездой понизу.
Высота главных балок в пролете h и над опорами H зависит от многих причин. В первую очередь она определяется требуемой жесткостью пролетных строений и стремлением к минимальному расходу металла. Также она может быть ограничена местными условиями. Серьезное влияние на высоту балок оказывают прочность применяемой стали (класс стали), конструкция поперечного сечения пролетного строения, количество балок в поперечном сечении и методы возведения моста. Поэтому высота балок при равных пролетах может заметно различаться в зависимости от конкретных условий. Но приближенно принято назначать высоту пролетных строений в долях перекрываемого пролета.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.