Пролетные строения со сплошными балками, страница 13

В большепролетных мостах обычно ставят неподвижные опор­ные части балансирного типа (рис. 24.12, а). Верхнюю и нижнюю подушки таких опорных частей называют балансирами. Между балансирами располагают цилиндрический шарнир со сво­бодным (см. рис. 24.12, а) или плотным касанием (рис. 24.12, в). Для восприятия горизонтальных усилий в неподвижных опорных частях устанавливают планки с зубом, входящим в паз верхнего балансира (см. рис. 24.12, а).

При относительно небольших реакциях, чтобы не делать слиш­ком высоких подвижных опорных частей, в металлических мостах применяют секторные опорные части (рис, 24.12, б). Секторные опорные части позволяют вдвое уменьшить необходи­мую высоту катков, но имеют и существенный недостаток: в отли­чие от Катковых опорных частей перемещение сектора по нижней подушке опорной части равно полному перемещению конца пролет­ного строения. Для уменьшения объема литья и экономии металла секторы делают обычно ребристыми. В современных конструкциях предпочитают опирание верхней подушки на сектор со свободным касанием, а не в виде цилиндра с плотным касанием. Такая кон­струкция шарнира значительно упрощает обработку шарнира и уменьшает сопротивление повороту в шарнире. Поперечным сме­щениям верхней подушки по сектору противодействует металли­ческая шпонка.

При больших давлениях применяют подвижные балансирные опорные части, которые кроме верхнего и нижнего балансиров и шарнира имеют обычно еще катки и нижнюю подушку (см. рис. 24.12, в, г). Если катки имеют большой диаметр, для экономии стали их делают обрезанными по бокам, т. е. применяют валки .(см. рис. 24.12, в). Валки дают возможность сделать опорную часть уже. Если толщина балансирой или нижней подушки не слишком велика, их делают из листового проката. При больших вертикаль­ных размерах балансиров их выполняют из литой стали ребристой конструкции (см. рис. 24.12, а).

В многокатковых подвижных опорных частях очень важно обес­печить равномерное распределение давлений на катки, так как де­формации катков и подушек соизмеримы с точностью их обработки. Эта проблема хорошо решена в типовой подвижной четырехкатковой опорной части {см. рис. 24.12, г), где три яруса подушек над катками обеспечивают равномерную передачу вертикальных давле­ний на все катки.

Во время эксплуатации за счет случайных сопротивлений воз­можны перекосы в плане катков, а также постепенное их смеще­ние в одну сторону. Чтобы этого не происходило, в подвижных опорных частях устраивают противоугонные планки, го­ризонтальные планки для обеспечения совместного перемещения катков и продольные гребки (см. рис. 24.12, б, в, г). Про­дольные гребни фиксируют направление перемещений катков и не дают им разворачиваться в плане, противоугонные и горизонталь­ные планки фиксируют положение катков и не дают им смещаться в одну сторону. Подвижные опорные части нужно защищать от засорения, поэтому их закрывают металлическими кожухами (см. рис. 24.12, г), которые должны легко открываться или сниматься при осмотрах. Необходимо регулярно очищать и смазывать все трущиеся поверхности опорных частей, чтобы не увеличивать со­противление угловым и горизонтальными перемещениями пролет­ных строений.

Закрепление опорных частей на поверхности опор осуществля­ют с помощью анкерных болтов (см. рис. 24.12, а).

ПРОДОЛЬНАЯ НАДВИЖКА

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

БАЛОЧНО-НЕРАЗРЕЗНОЙ СИСТЕМЫ

(метод циклической продольной надвижки)

Впервые в отечественной практике продольная надвижка железо­бетонных балочных пролетных строений коробчатого сечения в со­четании с конвейерно-тыловой сборкой блоков была внедрена в 1968 г. во время строительства виадука. Его сооружали по схеме 30,5 + 3 х 43,25 + 32,5 м. В последующем способ был усовершенст­вован и применен в 1974 г. на строительстве автомобильного моста через р. Сок (трасса Самара—Тольятти). Строители надвигали коробчатое неразрезное пролетное строение с расчетной схемой 42 + 3 х 63 + 42 м.