В большепролетных мостах обычно ставят неподвижные опорные части балансирного типа (рис. 24.12, а). Верхнюю и нижнюю подушки таких опорных частей называют балансирами. Между балансирами располагают цилиндрический шарнир со свободным (см. рис. 24.12, а) или плотным касанием (рис. 24.12, в). Для восприятия горизонтальных усилий в неподвижных опорных частях устанавливают планки с зубом, входящим в паз верхнего балансира (см. рис. 24.12, а).
При относительно небольших реакциях, чтобы не делать слишком высоких подвижных опорных частей, в металлических мостах применяют секторные опорные части (рис, 24.12, б). Секторные опорные части позволяют вдвое уменьшить необходимую высоту катков, но имеют и существенный недостаток: в отличие от Катковых опорных частей перемещение сектора по нижней подушке опорной части равно полному перемещению конца пролетного строения. Для уменьшения объема литья и экономии металла секторы делают обычно ребристыми. В современных конструкциях предпочитают опирание верхней подушки на сектор со свободным касанием, а не в виде цилиндра с плотным касанием. Такая конструкция шарнира значительно упрощает обработку шарнира и уменьшает сопротивление повороту в шарнире. Поперечным смещениям верхней подушки по сектору противодействует металлическая шпонка.
При больших давлениях применяют подвижные балансирные опорные части, которые кроме верхнего и нижнего балансиров и шарнира имеют обычно еще катки и нижнюю подушку (см. рис. 24.12, в, г). Если катки имеют большой диаметр, для экономии стали их делают обрезанными по бокам, т. е. применяют валки .(см. рис. 24.12, в). Валки дают возможность сделать опорную часть уже. Если толщина балансирой или нижней подушки не слишком велика, их делают из листового проката. При больших вертикальных размерах балансиров их выполняют из литой стали ребристой конструкции (см. рис. 24.12, а).
В многокатковых подвижных опорных частях очень важно обеспечить равномерное распределение давлений на катки, так как деформации катков и подушек соизмеримы с точностью их обработки. Эта проблема хорошо решена в типовой подвижной четырехкатковой опорной части {см. рис. 24.12, г), где три яруса подушек над катками обеспечивают равномерную передачу вертикальных давлений на все катки.
Во время эксплуатации за счет случайных сопротивлений возможны перекосы в плане катков, а также постепенное их смещение в одну сторону. Чтобы этого не происходило, в подвижных опорных частях устраивают противоугонные планки, горизонтальные планки для обеспечения совместного перемещения катков и продольные гребки (см. рис. 24.12, б, в, г). Продольные гребни фиксируют направление перемещений катков и не дают им разворачиваться в плане, противоугонные и горизонтальные планки фиксируют положение катков и не дают им смещаться в одну сторону. Подвижные опорные части нужно защищать от засорения, поэтому их закрывают металлическими кожухами (см. рис. 24.12, г), которые должны легко открываться или сниматься при осмотрах. Необходимо регулярно очищать и смазывать все трущиеся поверхности опорных частей, чтобы не увеличивать сопротивление угловым и горизонтальными перемещениями пролетных строений.
Закрепление опорных частей на поверхности опор осуществляют с помощью анкерных болтов (см. рис. 24.12, а).
ПРОДОЛЬНАЯ НАДВИЖКА
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ
БАЛОЧНО-НЕРАЗРЕЗНОЙ СИСТЕМЫ
(метод циклической продольной надвижки)
Впервые в отечественной практике продольная надвижка железобетонных балочных пролетных строений коробчатого сечения в сочетании с конвейерно-тыловой сборкой блоков была внедрена в 1968 г. во время строительства виадука. Его сооружали по схеме 30,5 + 3 х 43,25 + 32,5 м. В последующем способ был усовершенствован и применен в 1974 г. на строительстве автомобильного моста через р. Сок (трасса Самара—Тольятти). Строители надвигали коробчатое неразрезное пролетное строение с расчетной схемой 42 + 3 х 63 + 42 м.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.