Для наглядности анализа удобно построить график зависимости кумуляты объема продаж от номера товара. По оси Х откладываются номера товаров в порядке убывания суммарного объема продаж, а по оси Y – кумулята объемов продаж по товарам. Результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. График зависимости кумуляты от номера товара
К группе А относятся товары 8, 9, 6, 5, 7 их суммарный обем продаж от общего объема продаж составляет: (124,3+116,2+104+103,7+90,6)/989,1*100%=538,8/989,1*100%=55%,
а доля этих товаров среди всего ассортимента равна:
5/12*100%= 42%.
В группу Б попали товары 12, 4, 1, 11, 3 суммарный объем продаж от общего которых составил:
(13,9+12,2+11,7+11,7+10,5)/989,1*100%=353,8/989,1*100%=35%,
а их доля среди номеклатуры:
5/12*100%= 42%.
В группу С попали товары 2 и 10 с суммарным объемом продаж равным:
(50,3+46,2)/989,1*100%=96,5/989,1*100%=10%
а их доля среди всех товаров составляет:
2/12*100%=16%
XYZ-анализ позволяет классифицировать товары, рассмотренные при проведении АВС-анализа, в зависимости от динамики их продаж.
В простейшем случае группировка продуктов при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации объемов продаж по периодам. Коэффициент вариации равен отношению среднеквадратического отклонения значений объемов продаж каждого товара по периодам к среднему значению объема продаж каждого товара по периодам. В табл. 7 товары представлены полученные данные.
Таблица 7
Коэффициент вариации товаров
Но мер товара i |
Объем продаж по периодам (t=1…6) Qit, млн. руб. |
Среднее значение, млн.руб |
Сред. квадр. отклонение |
Коэффициент вариации |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
4 |
13,2 |
10,1 |
13,3 |
13,1 |
9,7 |
12,2 |
11,93 |
1,63 |
13,64 |
2 |
9,7 |
8,5 |
7,5 |
7 |
9,4 |
8,2 |
8,38 |
1,05 |
12,52 |
12 |
12,2 |
15,1 |
13 |
11,4 |
13,9 |
13,9 |
13,25 |
1,33 |
10,04 |
11 |
10,6 |
11,1 |
12,5 |
10,1 |
13 |
11,7 |
11,50 |
1,12 |
9,70 |
9 |
19,5 |
16,2 |
20,5 |
18,5 |
21,1 |
20,4 |
19,37 |
1,80 |
9,28 |
6 |
16,1 |
17,4 |
15,7 |
16,6 |
19,4 |
18,8 |
17,33 |
1,49 |
8,62 |
5 |
16,1 |
19,1 |
19,2 |
16,1 |
17 |
16,2 |
17,28 |
1,49 |
8,59 |
3 |
10,8 |
11,1 |
9,1 |
10,7 |
10 |
10,5 |
10,37 |
0,72 |
6,95 |
10 |
7,6 |
8,3 |
6,9 |
7,4 |
8 |
8 |
7,70 |
0,51 |
6,57 |
8 |
22,1 |
19,3 |
19,6 |
20,9 |
22,5 |
19,9 |
20,72 |
1,35 |
6,49 |
7 |
15,5 |
16,5 |
15,2 |
15,1 |
14,4 |
13,9 |
15,10 |
0,90 |
5,97 |
1 |
12,2 |
12,1 |
11,9 |
10,8 |
12,8 |
11,7 |
11,92 |
0,66 |
5,55 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.