Возможности реализации и достижения экономической эффективности перечисленных приложений существенно зависят от стоимости средств определения местоположения поезда,
Определение местоположения во многих приложениях должно обеспечиваться на всей сети железных дорог, причем в некоторых случаях и без обмена информацией с центром управления. Из этого следует, что необходимо сократить до минимума или полностью исключить стационарные технические средства в системе определения местоположения.
Значительная часть парка подвижного состава уже оборудована датчиками, которые должны в максимально возможной мере использоваться в такой системе. При проектировании новых датчиков следует учитывать не только стоимость их изготовления, но и затраты на интеграцию в оборудование существующего подвижного состава. Необходимо также принимать во внимание стоимость технического обслуживания и калибровки датчиков и всей системы определения местоположения.
При внедрении системы определения местоположения на подвижном составе должны быть реализованы стандартные интерфейсы для передачи данных о местоположении в принятых на железнодорожном транспорте координатах. Только так может быть достигнута беспрепятственная интеграция новых приложений, которым требуется информация о текущем местоположении поезда.
Компоненты и функции, не используемые исключительно для определения местоположения, должны быть выполнены таким образом, чтобы при необходимости их можно было применять совместно с другими системами.
Система OPTIVIA
Система OPTIVIA фирмы DaimlerChrysler Rail Systems (Signal) является недорогим техническим решением для определения текущего местоположения поездов, учитывающим перечисленные требования. Используемые для определения местоположения датчики выбирались в расчете на требуемую область применения и необходимый уровень точности. Интегрированный в систему банк данных делает возможным пересчет данных о местоположении поезда в заданные координаты, такие, как километровые метки и номер линии.
Для определения местоположения могут использоваться:
• приемники спутниковой системы навигации GPS;
• одометры;
• инерционные и другие датчики.
Приемник GPS
Система спутниковой навигации GPS в настоящее время располагает группировкой не менее чем из 24 искусственных спутников, расположенных на орбитах высотой от 19 — 20 тыс. км над Землей. Услуги системы предоставляются бесплатно. Благодаря этому в любое время в любой точке мира можно получить информацию о текущем местоположении объекта. Точность позиционирования в системе составляет примерно 100 м в 95 % случаев. Такая точность для определенных приложений может оказаться недостаточной. Применение так называемой технологии дифференциальной GPS позволяет повысить точность вплоть до субметрового диапазона. Для определения местоположения в трех координатах должны одновременно приниматься сигналы как минимум от четырех спутников. При использовании GPS на железных дорогах координата высоты не играет существенной роли; при необходимости этот параметр можно получить из атласа линии. Для двухкоординатного определения местоположения достаточно сигналов от трех спутников.
В настоящее время европейская система спутниковой навигации Galileo находится на этапе проектирования. Она в значительной мере совместима с системой GPS, поэтому в будущем ее легко можно будет интегрировать в систему определения местоположения.
Преимущества определения местоположения через систему GPS состоят прежде всего в стабильности расчетных абсолютных параметров местоположения в течение длительного времени. Используемый метод измерений позволяет предотвратить как дрейф, так и ухудшение качества измерений в течение срока службы приемника GPS. Благодаря этому необходимость в регулярной калибровке отпадает. Недостатком системы является чувствительность приемника к зонам неустойчивого приема. В тоннелях и глубоких выемках определение местоположения с помощью приемника GPS становится невозможным.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.