УДК 656.2.052.14
Система спутниковой навигации Galileo -новые возможности для железных дорог
В настоящее время при поддержке Европейской комиссии и Европейского космического агентства (ESA) ведется разработка европейской системы спутниковой навигации Galileo. Технологии определения местоположения при помощи спутниковых систем все шире используются на транспорте. Для железных дорог это наиболее экономически эффективная технология определения абсолютного местоположения подвижного состава, применяемая в таких приложениях, как управление вагонным и локомотивным парками, а также информирование пассажиров.
В последние годы проведен ряд исследований, направленных на изучение пригодности спутниковой навигации для приложений, связанных с обеспечением безопасности. Их результаты показывают, что слабым местом современных систем являются отсутствие гарантированного предоставления услуги и проблема своевременного и надежного распознавания сбоев в работе спутников.
В настоящее время эксплуатируются и представляют интерес для практических целей две глобальные системы спутниковой навигации: американская GPS и российская GLONASS.
Система GPS доступна без ограничений во всем мире и находится под контролем министерства обороны США. Она включает не менее 24 искусственных спутников Земли, которые вращаются на орбитах высотой 19 — 20 тыс. км. За счет этого обеспечивается возможность определения местоположения во всем мире в любое время.
В прошлом сигналы от спутников на общедоступных частотах умышленно искажались для ограничения точности позиционирования гражданскими пользователями. С 1 мая 2000 г. от таких искажений отказались. Точность позиционирования при использовании только сигналов от GPS увеличилась за счет этого со 100 до 15 м в 95 % случаев измерений.
Российская система GLONASS построена по схожим принципам и также находится под контролем военных. Из-за финансовых проблем в России будущее этой системы становится неопределенным. Возможности ее применения для определения местоположения затруднены вследствие продолжающегося сокращения числа работоспособных спутников на орбите".
Использование так называемой дифференцированной технологии спутниковой навигации позволяет повысить точность позиционирования до десятых долей метра. Этот принцип предусматривает размещение опорного приемника в точно определенном месте. С помощью данных об орбитах навигационных спутников могут быть точно вычислены расстояния между опорным приемником и спутниками. По разнице между измеренным и расчетным расстояниями могут быть определены и переданы на движущийся приемник ошибки в сигналах от спутников.
В рамках европейской службы EGNOS с 2003 г. информация о дифференциальной коррекции будет предоставляться пользователям систем GPS/CLONASS через геостационарную спутниковую систему связи Inmarsat. Точность позиционирования составит примерно 7 м. Дополнительно будут передаваться данные, позволяющие идентифицировать неисправные спутники и за счет этого повысить надежность полученной информации о местоположении. Это открывает новые возможности для применения спутниковой навигации в ответственных приложениях. К сожалению, для спутников на геостационарных орбитах характерны малые углы возвышения, поэтому доступность сигналов системы EGNOS ухудшается в типичных для железных дорог условиях. В настоящее время система EGNOS находится в опытной эксплуатации и передает информацию в обычные рабочие часы. Окончательный ввод системы в постоянную эксплуатацию намечен на 2004 г.
Число приложений, основанных на современных системах спутниковой навигации, в ближайшие годы будет расти. На железных дорогах такие приложения только начинают появляться. В перспективе спутниковая навигация будет использоваться не только для управления парками подвижного состава и информирования пассажиров, но и в системе энергосберегающего управления движением поездов, бортовых автоматах для продажи билетов и т. п.
При анализе перспектив применения системы GPS в приложениях, связанных с обеспечением безопасности, необходимо учитывать следующие недостатки этой системы:
GPS контролируется военными, поэтому нет гарантии предоставления услуг гражданским пользователям и приложениям;
нарушение в работе одного из спутников теоретически может привести к возникновению необнаруживаемой ошибки при определении местоположения. Ограниченные возможности мониторинга за спутниками и передачи информации на них способны увеличить время распознавания отказа до 15—30 мин. Время момента от возникновения ошибки до ее обнаружения в приемнике обозначают как длительность тревожного состояния (ТТА — time to alarm);
сигнал, предоставляемый в настоящее время в распоряжение гражданских пользователей, восприимчив к интерференции с соседними сигналами или умышленному искажению.
США намерены в ближайшие годы модернизировать систему GPS. Предусмотрены следующие улучшения:
за счет дополнительных спутников должна быть повышена эксплуатационная готовность спутниковой навигации;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.