Роль и место дисциплины ОПУП в подготовке специалистов. Типовая организационная структура дистанции сигнализации и связи. Диспетчерское руководство в дистанции, страница 18

2.  Если системный подход указывает на то, сто организация состоит из многих взаимосвязанных элементов и является открытой системой, то ситуационный подход, являясь логическим продолжением системного, концентрирует внимание на конкретных факторах и их влиянии на деятельность организации. Нельзя определить все факторы, влияющие на организацию, но для практических целей менеджеры могут рассматривать наиболее значимые из них (около 10), которые можно разделить на 2 группы: факторы внутренней и внешней среды.

Внутренние:

— цели;

— задачи;

— технология;

— структура;

— кадры;

— ресурсы;

— результаты деятельности.

Внешние:

—  поставщики;

—  конкуренты;

—  законы и государственные органы;

—  потребители;

—  местные сообщества;

—  социокультурные и политические факторы;

—  состояние экономики.

Основные функции, выполняемые менеджерами

1.  Переход к рыночной экономике требует иного отношения к задачам управления. хотя цели и задачи различных организаций различаются, но для их достижения необходимо выполнить вполне определенные действия:

1.1.Производственная деятельность: производство продукции или оказание услуг.

1.2.Распределение: маркетинг, сбыт, обслуживание.

1.3.Финансовая деятельность: приобретение фондов, их использование, финансовое планирование.

2.  Для успешного осуществления деятельности предприятия и учреждения, любой менеджер должен осуществить 5 основных функций

2.1.Планирование.

2.2.Организация деятельности.

2.3.Укомплектование штата.

2.4.Руководство.

2.5.Контроль деятельности.

3.  Планирование включает:

3.1.Выбор цели и постановку задачи организации.

3.2.Определение микрополитики проекта, программ, методов, бюджетов, стандартов, стратегий, необходимых для решения целей.

Стратегическое планирование — обеспечение нововведений и изменений в организации, повышение его эффективности.

4.  Для того, чтобы планирование было эффективным, оно должно отвечать по крайней мере на 6 вопросов:

4.1. Что должно быть сделано?

4.2.Где будет выполняться работа?

4.3.Когда должна быть выполнена работа?

4.4.Как она будет выполняться?

4.5.Почему работа должна быть выполнена?

4.6.Кто будет выполнять работу?

5.  Организация деятельности предусматривает

5.1.Определение того, какие действия необходимы для достижения цели организации.

5.2.В создание на этой основе дееспособных групп (коллективов предприятий, цехов, бригад и т. д.).

5.3.Назначение из ряда подчиненных ответственных за выполнение этих задач и передача им прав. Необходимых для выполнения полученной работы.

6.  Укомплектованность штата — это отбор и прием на работу, подготовка и совершенствование, также назначение на должность и ориентация людей на благоприятные условия работы.

Хороший руководитель получает величайшее удовольствие от того, когда может выявить талант, развить его и назначить людей на должности где их специальности будут эффективно использоваться. Лихачев говорил: «Добивался успехов, так как не стеснялся подбирать работников умнее себя».

7.  Руководство — это умение добиться от работников того, что ты от них хочешь по работе. Эта функция требует от менеджеров соответствующих личных качеств поведения и энергичности, обеспечивающих коммуникацию, мотивацию и дисциплину. Чем выше уровень менеджера, тем более обезличены способы контактирования. Чем ниже уровень, тем более личный характер они носят.

8.  Контроль — это определение путей и средств для того, чтобы убедиться, что запланированные результаты достигнуты. Контроль в общих словах включает в себя:

8.1.Установление рабочих стандартов.

8.2.Определение единиц измерения работы.

8.3.Измерение фактической работы и сравнение ее с установленными стандартами.

9.  Менеджеры могут быть функциональные (ведающие только одной функцией) и многофункциональные, осуществляющие руководство всей структурной единицей или подразделением. В его подчинении могут находится несколько функциональны менеджеров.