Роль и место дисциплины ОПУП в подготовке специалистов. Типовая организационная структура дистанции сигнализации и связи. Диспетчерское руководство в дистанции, страница 16

4.  Различные уровни менеджмента можно изобразить в виде пирмиды, где кол-во людей уменьшается по мере продвижения от основания к вершине.

 


                           ГДЛ                        Главное должностное лицо, председатель, директор

                        Высший

                             Уровень                      Вице-президент, заместители руководителей

                             управления

                      Средний уровень             Начальники цехов, отделов, служб

                          управления

                      Нижний уровень              Мастера, бригадиры, звеньевые

                         управления

            Неуправленческий уровень                  Рабочие

5.  Менеджмент — сочетание науки и искусства. Эффективно работающие менеджера используют научный подход в своей деятельности. Но во многих аспектах планирование руководства с людьми они используют интуицию и практический опыт. У хороших менеджеров есть врожденные способности, которые позволяют им эффективно действовать в различных ситуациях.

Процессный научный подход в менеджменте. Школа научного управления. Административная школа.

1.  Бурное развитие производительных сил в конце 19 века потребовало четкой организации, стандартизации и унификации производственных процессов. Постепенно сформировалось понимание, что любой организацией необходимо управлять систематизировано на основе научного подхода.

2.  Выделяют 3 научных подхода:

—  процессный;

—  системный;

—  ситуационный.

3.  В свою очередь процессный подход включает 4 школы:

—  научного управления;

—  административную (классическую);

—  человеческих отношений и поведенческих наук;

—  количественных методов.

Направление всех школ пересекается в вопросах теории. И элементы каждой встречаются в любой организации.

4.  Школа научного управления Фредерика Тейлора (1885 – 1920)

В 1911г была опубликована фундаментальная работа Тейлора, отдеьные положения которой сводились к следующему:

—  необходимо создание работы;

—  исследование каждого отдельного элемента работы;

—  отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;

—  сотрудничество между администрацией и рабочими для практического внедрения научно-обоснованной системы организации труда;

—  равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими;

—  использование прогрессивной системы оплаты труда для стимулирования большей производительности.

Концепция научного управления стала переломным этапом в результате которого менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.

5.  Административная (классическая школа касалась эффективности на конкретных рабочих местах, т. е. на уровне ниже управленческого, но с возникновением административной школы, специалисты начали работать над совершенствованием управления и организации в целом. Создателем является Анри Файоль (1841 – 1925). Основные концепции нашли отражение в его работе «Общее и промышленное управление»и заключалось в следующем.

1.  Разделение труда.

2.  Полномочия и ответственность.

3.  Дисциплина.

4.  Единоначалие.

5.  Единство направления.

6.  Подчиненность личных интересов общим.

7.  Вознаграждение.

8.  Централизация.

9.  Иерархические уровни.

10.Порядок.

11.Справедливость.

12.Инициатива и корпоративный дух.

Классификация управленческих функций:

—  предвидеть, организовывать;

—  распоряжаться, координировать;

—  контролировать.

6.  Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

В начале 30-х г.г. в противовес предыдущим школам, неспособным полностью осознать значение человеческого фактора, как основного элемента эффективности организации, сформировалось гуманистическое направление в менеджменте.