4. Различные уровни менеджмента можно изобразить в виде пирмиды, где кол-во людей уменьшается по мере продвижения от основания к вершине.
ГДЛ Главное должностное лицо, председатель, директор
Высший
Уровень Вице-президент, заместители руководителей
управления
Средний уровень Начальники цехов, отделов, служб
управления
Нижний уровень Мастера, бригадиры, звеньевые
управления
Неуправленческий уровень Рабочие
5. Менеджмент — сочетание науки и искусства. Эффективно работающие менеджера используют научный подход в своей деятельности. Но во многих аспектах планирование руководства с людьми они используют интуицию и практический опыт. У хороших менеджеров есть врожденные способности, которые позволяют им эффективно действовать в различных ситуациях.
Процессный научный подход в менеджменте. Школа научного управления. Административная школа.
1. Бурное развитие производительных сил в конце 19 века потребовало четкой организации, стандартизации и унификации производственных процессов. Постепенно сформировалось понимание, что любой организацией необходимо управлять систематизировано на основе научного подхода.
2. Выделяют 3 научных подхода:
— процессный;
— системный;
— ситуационный.
3. В свою очередь процессный подход включает 4 школы:
— научного управления;
— административную (классическую);
— человеческих отношений и поведенческих наук;
— количественных методов.
Направление всех школ пересекается в вопросах теории. И элементы каждой встречаются в любой организации.
4. Школа научного управления Фредерика Тейлора (1885 – 1920)
В 1911г была опубликована фундаментальная работа Тейлора, отдеьные положения которой сводились к следующему:
— необходимо создание работы;
— исследование каждого отдельного элемента работы;
— отбор рабочих на основе научных критериев, их тренировка и обучение;
— сотрудничество между администрацией и рабочими для практического внедрения научно-обоснованной системы организации труда;
— равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими;
— использование прогрессивной системы оплаты труда для стимулирования большей производительности.
Концепция научного управления стала переломным этапом в результате которого менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований.
5. Административная (классическая школа касалась эффективности на конкретных рабочих местах, т. е. на уровне ниже управленческого, но с возникновением административной школы, специалисты начали работать над совершенствованием управления и организации в целом. Создателем является Анри Файоль (1841 – 1925). Основные концепции нашли отражение в его работе «Общее и промышленное управление»и заключалось в следующем.
1. Разделение труда.
2. Полномочия и ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единоначалие.
5. Единство направления.
6. Подчиненность личных интересов общим.
7. Вознаграждение.
8. Централизация.
9. Иерархические уровни.
10.Порядок.
11.Справедливость.
12.Инициатива и корпоративный дух.
Классификация управленческих функций:
— предвидеть, организовывать;
— распоряжаться, координировать;
— контролировать.
6. Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
В начале 30-х г.г. в противовес предыдущим школам, неспособным полностью осознать значение человеческого фактора, как основного элемента эффективности организации, сформировалось гуманистическое направление в менеджменте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.