В этом направлении выделено 2 этапа:
— школа человеческих отношений 1930-1950 г.г.
— школа поведенческих наук 950 — настоящее время.
6.2. одним из первых ученых, внедривших психологию в бизнес, промышленность и управление, была Мери Релет (1868-1933). Она много писала о творчестве, кооперации, координации, разрешении конфликтов, об участии рабочих в управлении.
6.3. Значительный вклад в развитие данной школы внесла группа промышленных психологов во главе с Элтоном Мейо (1880-1940), профессором Гарвардской школы бизнеса. Основной выбор Мейо сводился к утверждению, что решающее влияние на производительность труда оказывают не только экономические, но и социальные и психологические факторы.
Если Тейлор знал только 2 стимула:
— угроза покорения;
— денежное поощрение.
то рабочего психологический климат и моральный стимул являются не менее важными аргументами.
6.4. Развитие этого направления получило новый импульс после 2-й мировой войны. В связи с дальнейшим развитием поведенческих наук (психологии, социологии). К наиболее известным представителям позднего периода этой школы можно отнести Герцберга, Маслоу, Блейка. Эти и другие ученые исследовали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характеры власти и авторитетов, организационные структуры, коммуникации в организации, лидерство, применение содержания работы и качества деловой позиции. Если на своем первом этапе это направление уделяло внимание межличностным отношениям, то на втором этапе (поведенческом) оно стремилось в большей степени оказать помощь работнику в осознании и раскрытии собственных возможностей. Т. е. главной целью этой школы было повышение эффективности организации, за счет роста эффективности ее человеческих ресурсов.
6.5. В рамках рассматриваемого направления получили широкое распространение количественные методы управления (экономико-математические методы);
Значительное место в разработке этих методов принадлежит российским ученым. Особенно Л.В. Канторовичу. За исследования по оптимальному использованию ресурсов, разработку метода линейного программирования и применения его для решения практических задач ему присвоена Нобелевская премия.
Системный научный подход
1. Общим недостатком процессного подхода и его школ было то, что они концентрировали внимание на одном важном элементе, но не рассматривали эффективность управления, как результат действия многих факторов. Серьезная попытка ликвидировать этот недостаток проявилась в рамках системного и ситуационного подхода.
2. Сторонники системного подхода (конец 50-х — наше время) рассматривает организацию, как систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Этот подход опирается на общую теорию систем, которая вначале была применима к технике и к биологическим организмам.
3. Различают 2 вида систем: открытые и закрытые
Закрытые — изолированные от внешней среды, т.е. не обмениваются с ней информацией и энергией. Не связаны с внешней средой, движутся к дезорганизации и разрушению.
Открытая система получает извне информацию, энергию, преобразует это и выдает конечный продукт (продукция, услуги, информация). Открытые системы способны приспосабливаться к внешней среде.
Каждая организация представляет собой открытую систему, состоящую из подсистем, которые могут состоять из более мелких частей. А т.к. все они взаимозависимы, то функционирование хотя бы одной из них окажет отрицательное воздействие на организацию.
Ситуационный научный подход
1. Сущность ситуационного подхода состоит в необходимости учета конкретных обстоятельств конкретной организации. Конкретной ситуации в конкретное время). Делая так руководители лучше выясняют, какие методы и приемы необходимо использовать для достижения целей организации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.