Приведенная выше классификация товары-услуги имеет и внутреннее деление.
Товары делятся на две подгруппы:
· товары потребительского назначения (бытовая техника, одежда)
· товары производственного назначения (используются при производстве других товаров: станки, оборудование, электроэнергия, топливо, транспортные средства, коммуникационные системы).
Услуги также делят на две подгруппы:
· потребительские услуги
· услуги производственного назначения.
В силу того, что характеристики услуг крайне разнообразны, их классифицируют дополнительно по следующим критериям: потребительские услуги, связанные с арендой товаров(прокат), услуги с принадлежащими потребителю товарами (ремонт), личные услуги нетоварного характера,. т.е. они не связаны с эксплуатацией или обслуживанием определенного товара (обучение, юридические услуги). Что же касается услуг производственного назначения, то различных классов и групп здесь крайне много, поэтому обозначим основные. К разряду производственных относятся услуги по эксплуатации и ремонту, деловые консультационные услуги, финансовые услуги (перевод денежных средств, обслуживание счетов, купля-продажа ценных бумаг), маркетинговые услуги, информационные услуги (поставка информации, содержание и поддержание банков данных, обработка этой информации).
В некоторых случаях появляется необходимость давать еще более детальную классификацию. Так, например, для определения параметров маркетингового обеспечения товаров или услуг имеет смысл классификация товаров на основе покупательских привычек:
· товары повседневного спроса (их покупатель приобретает без больших раздумий достаточно часто: зубная паста, соль, мыло, хлеб и т.д.). Для таких продуктов процесс принятия решений очень короток (спонтанное решение) и часто они покупаются на основе привычек.
· товары предварительного выбора, т.е. те, которые потребитель, в процессе выбора и покупки обычно сравнивает между собой по многим показателям: качество, дизайн, цена и т.д. (автомобили, бытовая техника,. ювелирные украшения).
· товары особого спроса – товары с уникальными характеристиками, например марочные товары, которые попадают в разряд особо модных, товары, ради приобретения которых покупатели готовы затрачивать дополнительные усилия, неизмеримо много времени. Очень немного товаров попадает в эту категорию, но если товар в нее попал, он приобретает совершенно особые характеристики в сознании покупателей, которые не определяются его качеством и дизайном в совокупности. Маркетинговое обеспечение таких товаров имеет особый состав мероприятий.
· товары пассивного спроса. Это товары, о которых потребитель не знает, или знает, но пока не задумывается об их покупке, пока не возникла потребность. Так, услуги по грузовой перевозке, с точки зрения индивидуального клиента относятся к этой категории; похоронные услуги.
Более детальная классификация товаров приведена в учебнике Ф. Котлера.
4.2. Ассортиментная политика фирм
Маркетинг как концепция ориентирован на удовлетворение различных вкусов, предпочтений и потребностей. Эта, не данный момент уже известная нам посылка, имеет с точки зрения нашего вопроса тот вывод, что предложение одного товара на рынок, пусть даже качественного и дешевого, недостаточно. В составе рынка всегда найдутся группы людей, которые по-разному оценивают одни и те же качества. Соответственно при работе в русле маркетинговой концепции, приходится не ограничивать разработкой одного замечательного товара, но пытаться предложить рынку товарный ассортимент, т.е. целую группу товаров, между которыми существуют различия, и различия эти ориентированы на различия между сегментами рынка, между самими потребителями. Они учитывают разнообразие вкусов, потребностей и предпочтений. Маркетинг по сути предусматривает разработку и выпуск не одного товара, а целого ассортимента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.