Проектирование поперечного профиля автомобильных дорог с учетом движения потоков автомобилей. Проектирование плана и продольного профи­ля с учетом движения потоков автомобилей, страница 9

Отнесение на более поздние сроки строительства полос дви­жения позволяет снизить едино­временные  затраты на строительство автомагистрали   до 0,2 млн. руб. на 1 км.

Значительная экономия при использовании принципа стадий­ного увеличения числа полос движения была достигнута при про­ектировании автомобильной магистрали Москва—Волоколамск [42].

Однако при использовании этого принципа необходимо учиты­вать особенности организации строительства и сроков проведения

работ.

Не имеет смысла относить строительство дополнительных полос

движения на срок менее 10 лет.

Основная цель применения принципа стадийности при проекти­ровании автомобильных дорог заключается в резервировании по­лосы отвода, ширина которой должна быть достаточной для уве­личения числа полос и осуществления необходимых мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств дороги (рис. VII. 8, а).

При проектировании автомобильных дорог не следует приме­нять принцип стадийности при строительстве мостов и путепрово­дов со средними и большими пролетами. На этих сооружениях число полос движения должно приниматься сразу с учетом пар четной перспективы.                      

Применение принципа стадийности при проектировании дорог позволяет с минимальными затратами выполнять работы по улучшению условии движения. Несоблюдение этого принципа обычно приводит к большим затратам, связанным с необходимостью уширения земляного полотна, сноса построенных у дороги строений и т. п.

Изменение числа полос движения на каждой стадии должно планироваться с учетом категории автомобильной дороги.  При проектировании автомобильных магистралей этап I (см рис VII.8, а) можно рассматривать или как начальную стадию или как дорогу, являющуюся продолжением автомобильной  магистрали.

На дорогах II категории можно предусматривать строитель­ство проезжей части с тремя полосами движения     

На дорогах более низких категорий необходимо при проектировании предусматривать резервирование полосы отвода для устройства дополнительных полос движения на отдельных участках дорог. Увеличение интенсивности движения на этих дорогах приводит, как правило, к ухудшению условий на наиболее трудных для движения элементах (подъемах, спусках, кривых в плане малого радиуса, участках с ограниченной видимостью и т п ) В отдельных случаях при очень большой длине участка (например подъема) для снижения единовременных затрат можно предусматривать стадийное увеличение длины дополнительной полосы (рис. VII. 8, б).

Устройство трех полос движения позволяет значительно повы­сить скорости движения и пропускную способность дороги. Существовавщее мнение о нецелесообразности строительств таких дорог, видимо, было основанно на неправильной их эксплуатации. Наибольший эффект может быть достигнут при правильной огранизации движения на трехполосных дорогах путем нанесения разметки и установки дорожных знаков, поясняющих назначение каждой полосы [9, 78]. Большим преимуществом этих дорог явля­ется возможность оперативно с помощью разметки устраивать дополнительные полосы движения (реверсивные полосы, полосы для обгона, дополнительные полосы на подъеме, резервные полосы и др.).

При проектировании поперечного профиля, кроме обеспечения необходимого количества полос движения, следует предусматри­вать достаточно большие расстояния до боковых препятствий и предусматривать укрепление обочин на достаточную ширину.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНА И ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИ­ЛЯ С УЧЕТОМ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ

VIII. 1 ВЛИЯНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛАНА И ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НА ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ

На движение потока автомобилей вдоль дороги большое влия­ние оказывают размеры и сочетания элементов плана и продоль­ного профиля. Неблагоприятные сочетания приводят к уменьше­нию или невозможности обгонов, снижению скоростей движения и резкому их изменению, в отдель­ных случаях к аварийной ситу­ации. Наиболее часто встречают­ся следующие неблагоприятные сочетания элементов плана и профиля: кривая малого радиу­са на спуске; кривая малого ра­диуса в конце спуска;  кривая малого   радиуса после кривой большого радиуса. Для большин­ства таких участков дорог харак­терно отсутствие  достаточного расстояния видимости.