Аналогичная формула была предложена М. Ф. Смирновым:
где А — коэффициент размерности; ψc — коэффициент снижения пропускной способности.
Проведенный Л. А. Кероглу [31] анализ этих двух уравнений показал, что полученные результаты имеют существенные различия. Так, по формуле Д. А. Вулиса при трех полосах движения пропускная способность равна 1240—1730 авт/ч, а по формуле М. Ф. Смирнова — 1000 авт/ч. Такое расхождение, видимо, объясняется различием коэффициентов снижения пропускной способности.
При использовании макроскопических моделей движения транспортных потоков пропускная способность определяется на основе уравнений движения и неразрывности. Из общего уравнения неразрывности (1У.27) получают уравнение для определения скорости движения в зависимости от плотности
Отсюда уравнение «интенсивность—плотность» будет иметь вид
Дифференцируя уравнение (V11.5) по плотности q и приравнивая его нулю, получаем величину оптимальной плотности, соответствующей пропускной способности:
Величину скорости, соответствующую оптимальной плотности, получают путем подстановки величины qопт в уравнение (УП.4);
Отсюда величина пропускной способности (максимальной интенсивности движения)
Преимущество применения макроскопических теорий заключается в возможности оценки пропускной способности не только одной полосы, но и большого числа полос на автомагистралях, имеющих разделительные полосы.
Пропускная способность может быть также определена на основе уравнения следования за лидером. Рассмотрим уравнение, в котором степень при расстоянии между автомобилями равна 2:
С учетом предположения, что все автомобили движутся в соответствии с уравнением (УП.9), можно записать
Умножая обе части на dt, получаем
Интегрируя, получаем
где С — постоянная интегрирования.
Учитывая, что плотность q = 1/x, уравнение (VII.12) можно записать так:
Постоянные К и С могут быть определены на основе следующих граничных условий: 1) максимальная плотность q = qmax при v = 0; 2) максимальная скорость v = vсв при q = 0.
Из второго условия получаем С = vo; из первого условия
Подставляя значения К. и С в уравнение (VII. 13), находим
, (VII.14)
Используя зависимость N = qv, получаем зависимость «интенсивность—плотность»
Отсюда пропускная способность, т. е. Nmax, равна
При любых значениях показателя степени при расстоянии между автомобилями [см. уравнение (VII.9)] уравнение для расчета пропускной способности имеет вид
P = vопт qmax e-1, (VI1.17)
где Vопт — скорость, соответствующая пропускной способности; е — основание натуральных логарифмов.
По формуле (VII. 17) может быть определена пропускная способность полосы движения.
В исследованиях часто применяют метод, основанный на использовании зависимостей «скорость — плотность», получаемых путем наблюдений. Точность оценки пропускной способности по этому методу определяется надежностью зависимости «скорость— плотность».
Исследование показывает, что на зависимость «скорость — плотность» оказывают влияние состав движения и дорожные условия. Для практических целей ее можно принять прямолинейной. Тогда уравнение для расчета пропускной способности будет иметь вид
Величина коэффициента α зависит от условий движения и может меняться в пределах от 0,19 до 0,25. А. Н. Красниковым для автомагистралей было получено значение α =0,23.
В табл. VII. 2 сопоставлены величины пропускной способности полосы движения, полученные разными методами.
Значения, наиболее близкие к фактическим, дают методы, основанные на использовании гидродинамических теорий, теорий следования за лидером и упрощенных динамических моделей 3-й группы.
В качестве расчетной формулы можно рекомендовать уравнение VII. 18. Это уравнение имеет следующие преимущества: позволяет достаточно просто набирать статистические материалы по пропускной способности полосы движения в разных дорожных условиях (достаточно замерить vсв и qmax); дает результаты, хорошо согласуемые с результатами наблюдений; позволяет отказаться от зависимостей «скорость — плотность», получение которых связано со сложностью измерений и обработки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.