Проектирование поперечного профиля автомобильных дорог с учетом движения потоков автомобилей. Проектирование плана и продольного профи­ля с учетом движения потоков автомобилей, страница 5

В табл. VII. 3 приведены значения коэффициентов приведения, полученные по указанным выше методам, и средние значения Е. Трудно говорить о преимуществе какого-либо метода, хотя наи­более реальная предпосылка заложена в методе II.

Поэтому пока можно рекомендовать средние величины коэф­фициентов.

Учитывая нестабильность коэффициентов приведения и труд­ность получения надежных расчетных зависимостей для определения их значений, целесообразно применять этот показатель только при расчетах пропускной способности. В качестве расчетной интенсивности более правильным является использование интенсивности, выраженной фактическим числом транспортных средств.


Таблица VII.3

Транспортные средства

Коэффициенты приведения Е определенные по методу

Средние значения Е по методам 1-V .

I

II

III

IV

V

СНиП 11-Д. 5-72

Легковые автомобили

Мотоциклы

Легкие грузовые

Средние »

Тяжелые »

1,0

0,75

1,2

1,36

1,75

1,0

0,7

 1,6

1,83

2,6

1,0

0,68

 1,7

1,95

 3,1

1,0

0,4

1,4

1,68

1,75

1,0

 0,72

 1,68

1,92

 2,8

1,0

0,5

1,5

 2,0

 3,5

1,0

 0,65

1,52

 1,75

 2,4

VII. 4. ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО    ЧИСЛА ПОЛОС ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ

Важнейшей характеристикой поперечного профиля дороги яв­ляется число полос движения. Недостаточное число полос движе­ния является наиболее частой причиной появления заторов, а также резкого ухудшения условий движения. Поэтому назначение количества полос движения — наиболее важная технико-эконо­мическая задача, решаемая при проектировании дорог с учетом пропуска транспортных потоков. При определении числа полос движения необходимо учитывать всю систему факторов, оказы­вающих влияние на условия движения, производительность и эко­номическую эффективность работы автомобильного транспорта. Выбранное число полос движения должно обеспечивать эффектив­ные скорости движения, низкую аварийность, минимальные потери времени, экономичность и удобство движения.

Основой назначения числа полос движения является обеспече­ние оптимального уровня удобства движения. Величина коэффи­циента загрузки дороги движением при этом уровне удобства оп­ределяется экономичностью движения и оптимальной эмоциональ­ной напряженностью водителя. Экономически целесообразная за­грузка дороги движением может быть определена на основе ана­лиза всех показателей, характеризующих экономическую эффек­тивность работы дороги как транспортного сооружения. При этом необходимо наиболее внимательно анализировать темпы роста интенсивности движения и применять эффективные методы прог­нозирования интенсивности. Выбранное число полос движения должно обеспечивать как минимум в течение 15—20 лет загрузку дороги, близкую к оптимальной.

Оптимальный уровень загрузки находят на основании технико-экономических расчетов, рассматривая несколько вариантов, ха­рактеризуемых различной предельной интенсивностью движения, определяющей срок эксплуатации дороги при данном ее техниче­ском состоянии [74]. Для выбора наиболее эффективного (опти­мального) решения целесообразно использование методов сравни­тельной эффективности капиталовложений, рекомендуемых Типо­вой методикой [80].

В качестве показателя экономической эффективности Эксi Ю. М. Ситников [74] рекомендует использовать следующее выра­жение:

Здесь Дс, — средневзвешенное за период ^сл•^ приращение себестоимости пере­возок для сравниваемого варианта по отношению к себестоимости перевозок по эталонному варианту; Со — показатель себестоимости для эталонного вариан та, вычисленный как средневзвешенная величина за срок службы (сл.о, опре­деляемый временем наступления предельного насыщения эталонного варианта дороги автомобилями при заданной загрузке дороги движением; с, — то же, по г-у варианту, вычисленный как средневзвешенная величина за период <слч, определяемый наступлением заданного уровня загрузки дороги движением, г/р; — коэффициент приведения разновременных затрат расчетного года (р,о или любого <р.(, определяемый с учетом значений я по вариантам решений;