При проектировании поперечного профиля автомобильных дорог должен решаться вопрос не только о выборе числа полос движения в целом для всей дороги, но и дополнительных полос движения на участках, где пропускная способность значительно ниже средней для дороги.
В зависимости от элементов дорог и условий взаимодействия автомобилей могут устраиваться следующие дополнительные полосы: предназначенные для выделения медленно движущихся автомобилей (полосы на затяжных подъемах и спусках); для изменения режима движения автомобилей (переходно-скоростные полосы, полосы для обгонов и перестроений и изменение направлений движения на пересечениях в одном и разных уровнях);
полосы для местного движения и специальных транспортных средств в пределах малых населенных пунктов или вблизи промышленных предприятий, а также на подходах к крупным городам и автомагистралям; полосы, позволяющие по мере необходимости менять пропускную способность дороги в прямом и обратном направлениях последовательно (резервные и реверсивные полосы); стояночные полосы, предназначенные для кратковременной остановки автомобилей.
Вопрос о необходимости строительства дополнительной полосы на отдельных участках дорог должен решаться на основе технико-экономических расчетов, учитывающих средние скорости движения, потери времени и аварийность до и после устройства полос. При этом затраты на строительство дополнительной полосы должны окупаться за счет снижения аварийности и потерь времени, а
также повышения средних скоростей движения. После строительства дополнительной полосы рассматриваемый участок (или элемент) дороги должен работать в режиме, близком к оптимальному уровню удобства [44].
Ниже описывается вероятностная модель движения потока автомобилей по горизонтальному прямолинейному участку дороги с двумя полосами. Эта модель может быть использована при обосновании дополнительной полосы для обгона, для специальных транспортных средств, резервных полос, полос для местного движения. С помощью этой модели определяются характеристики потока автомобилей, используемые при технико-экономических расчетах.
Весь поток автомобилей разделен на быстро и медленно движущиеся автомобили. Скорости движения этих типов автомобилей в свободных условиях составляют для каждой полосы: vм — скорость медленно движущихся; vб — скорость быстро движущихся автомобилей. Динамические габариты медленно движущихся автомобилей обозначим /м. В каждой группе автомобилей принято пуассоновское распределение интервалов: распределение интервалов только между медленно движущимися автомобилями и только между быстро движущимися автомобилями подчиняется распределению Пуассона. При этом образуются потоки с плотностя-ми <7б и <7м (авт/км) для каждой полосы. Предполагается, что каждый быстро движущийся автомобиль, нагнав медленно движущийся, задерживается на случайное время, имеющее показательное распределение со средним временем, равным среднему времени ожидания во встречном потоке интервала, достаточного для совершения обгона. Различаются два случая: 1) навстречу движется медленно движущийся автомобиль; 2) навстречу движется быстро движущийся автомобиль.
В первом случае длина интервала, достаточного для совершения обгона, составляет не менее
Во втором случае длина интервала, достаточного для совершения обгона, составляет не менее
В этих уравнениях величина динамического габарита принимается с учетом средней длины всех автомобилей.
Каждый медленно движущийся автомобиль рассматривается как система массового обслуживания с входным пуассоновским потоком требований быстро движущихся автомобилей и показательным временем обслуживания [87]. Поток быстро движущихся автомобилей на каждой полосе разделяется на две группы:
свободные (т. е. движущиеся со скоростью свободного движения Об) и связанные (т. е. движущиеся в очередях за медленно движущимися автомобилями со скоростью Ом). Плотность свободно движущихся быстрых автомобилей составит qбб; плотность связанных быстрых автомобилей составит <7бм. Плотность быстро движущихся автомобилей на каждой полосе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.