Наиболее неблагоприятные условия движения наблюдаются при наличии застройки, близко расположенной к проезжей части [138], что характерно для малых населенных пунктов. Движение через эти населенные пункты создает большие неудобства для жителей, способствует увеличению числа дорожно-транспортных происшествий. Для дорожной сети СССР характерно проложение дорог через населенные пункты. Так, дороги III и IV категорий на 15—40% своего протяжения проходят через населенные пункты. Обычно на этих участках вводится или ограничение скорости, или запрещение обгона. По данным обследований дорог, проведенных кафедрой проектирования дорог МАДИ, установлено, что разница в скоростях движения автомобилей вне населенного пункта и в населенных пунктах при близком расположении от дороги зданий достигает 16—20, а иногда и 30 км/ч. Общее протяжение зоны снижения скорости достигает 1 км. При строительстве обходов крупных городов средние скорости движения значительно увеличиваются. В среднем скорости движения на обходе выше, чем при проезде через город, в 2—2,5 раза (рис. VII.!).
Степень влияния всех элементов поперечного профиля особенно возрастает при высоких интенсивностях движения. В этих условиях особое значение имеет решение вопроса выбора числа полос движения на основе детальной оценки пропускной способности полосы движения.
VII. 2. РАСЧЕТ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ
Основой расчета пропускной способности являются динамические теории транспортных потоков, так как при интенсивности движения близкой или равной пропускной способности автомобили испытывают взаимное влияние и движутся непрерывной колонной в режиме «следования за лидером». Для расчета пропускной способности полосы движения используют различные методологические подходы. При этом могут быть применены упрощенные динамические модели, модели, основанные на теории «следования за лидером», модели, основанные на макроскопических теориях, фактические зависимости «скорость — плотность» и «интенсивность—плотность». Пропускная способность полосы движения может быть' также определена на основе наблюдений за минимальными интервалами движения и на основе измерений пропускной способности в реальных условиях.
Применение упрощенных динамических моделей для определения пропускной способности полосы движения основано на использовании уравнения
N=, (VII.1) где N — интенсивность движения, соответствующая данной скорости, авт/ч„ v — средняя скорость движения потока автомобилей, авт/ч; Д5 — интервал между движущимися друг за другом автомобилями, м.
При использовании уравнения (VII.1) основной предпосылкой является движение автомобилей друг за другом на минимально безопасном расстоянии. Это расстояние определяется с помощью упрощенных динамических моделей движения потока автомобилей (см. п. 1У.2), при этом допускается, что движение происходит по одной полосе и без обгона. Таким образом определяется пропускная способность только одной полосы движения. Характерно. что по мере более детального учета реальных условий движения и поведения водителей величина пропускной способности (Nтaх=Р} снижается (рис.УП.2).
Для более детального учета реальных условий движения отдельными авторами были предложены зависимости, уточняющие уравнение (VII.1). Так, например, проф. А. К. Бируля и Д. А. Вулис предложили ввести в уравнение (VII.1) коэффициенты, учитывающие реальные условия движения.
Уравнение, предложенное Д. А. Вулисом, имеет следующий вид:
ψ— коэффициент снижения пропускной способности, ориентировочно учитывающий суммарное воздействие движения по встречной полосе, стоянок автомобилей и др. (0,7—0,9); α — коэффициент торможения (0,12—0,2 с2/ м); lа — средняя длина автомобиля, м; do — безопасная дистанция, м; t — суммарное время от момента подачи сигнала торможения впереди идущим автомобилем до полного включения тормозной системы автомобиля, следующего сзади (от 1,5 с для легковых автомобилей с гидравлическими приводами от 2,0—2,2 с для многоместных автобусов, тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов с пневматическими приводами).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.