ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С УЧЕТОМ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ
VII. 1. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ НА РЕЖИМ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ
Основными элементами поперечного профиля автомобильной дороги являются: проезжая часть дороги (мостов); обочины; краевые полосы; разделительная полоса; направляющие островки. Параметры этих элементов оказывают существенное влияние на режим движения как одиночных автомобилей, так и всего потока. Кроме того, на режиме движения сказывается также влияние элементов обустройства дороги и останавливающихся на обочине автомобилей.
На дороге могут наблюдаться следующие виды взаимодействия автомобилей, на которые оказывают влияние элементы поперечного профиля: объезд препятствия, стоящего на обочине; разъезд автомобилей, движущихся в одном направлении; обгон; разъезд встречных автомобилей (на двухполосных дорогах); маневр смены полосы; выезд стоящего автомобиля с обочины; взаимодействие автомобилей, движущихся в разных направлениях на пересечениях в одном уровне. Эти взаимодействия возникают внутри транспортного потока, вызывая возмущающее воздействие.
Кроме внутренних взаимодействий, могут быть взаимодействия между транспортными потоками, движущимися в разных направлениях: слияние, разделение, переплетение потоков. Степень влияния этих взаимодействий определяется планировочными решениями, также связанными с выбором поперечного профиля.
Регулярные обследования автомобильных дорог позволили выявить следующие причины ухудшения условий движения потоков автомобилей, связанные с элементами поперечного профиля: недостаточное число полос движения; неудовлетворительное состояние кромки проезжей части, особенно при использовании для укрепления обочин материалов, отличающихся от материалов верхнего слоя покрытия на проезжей части; несоответствие ширины проезжей части фактической интенсивности движения; затруднение обгонов; недостаточная ширина укрепления обочин; отсутствие разделительной полосы.
Существенное влияние на скорости и траектории движения оказывают состояние обочин (табл. VII.!), типы краевой полосы [136], а также автомобили, стоящие на обочине [42]. Величина снижения скорости проходящих автомобилей зависит не только от положения стоящего автомобиля, но и от числа стоящих автомобилей. Наиболее резко скорость снижается при числе стоящих автомобилей более трех.
Отмечено, что увеличение ширины полосы движения приводит к увеличению поперечного смещения легковых автомобилей, водители которых ожидают достаточного интервала для обгона. В этом случае эффективное использование ширины проезжей части может быть достигнуто только при нанесении разметки проезжей части. Не наблюдается существенных изменений скорости движения легковых автомобилей при выделении разметкой полосы шириной 2,75 м на участках подъемов.
Основное влияние на работу автомобильной дороги, особенно в условиях резких колебаний интенсивности движения, оказывает число полос движения. Отсутствие дополнительных полос на подъемах, перед пересечениями приводит к образованию больших очередей автомобилей.
Значительное улучшение условий движения было достигнуто на дороге Таллин — Тарту при укреплении обочин с укладкой верхнего слоя покрытия одновременно на проезжей части и на обочинах [40]. Ширина укрепляемой части обочины составляла 3 м. Проезжая часть выделялась краевой разметкой с нанесением осевой разметки. По сравнению с обычным укреплением обочин щебнем такое укрепление обеспечило смещение траекторий движения в среднем на 0,3 м в сторону кромки проезжей части. Это позволило повысить эффективность использования проезжей части. Скорости движения увеличились в среднем на 6 км/ч, уменьшилась средняя квадратическая величина скорости движения (σv =3,0 км/ч), снизилась эмоциональная напряженность водителей [40]. Больший эффект может быть достигнут при запрещении остановок на обочинах. Для остановок устраивают уширения на три автомобиля через 1,0—1,5 км.
Рис. VII.I Линейный график изменения скорости движения:
1 — по обходу; 2 — через город с населением 150 тыс чел
Таблица VII.1
Состояние обочин и вид укрепления |
Зазор безопасности 85%-ной обеспеченности, см |
|||
для одиночных автомобилей |
при встрече двух автомобилей |
|||
легковых |
грузовых |
|||
Обочина укреплена асфальтобетоном на 3,3 м; нет разницы в цвете проезжей части и обочины Имеется краевая полоса шириной 75 см; обочина укреплена песчано-гравийной смесью Имеется краевая полоса шириной 60 см, отличающаяся по цвету от покрытия; обочина грунтовая Обочина укреплена среднезернистым щебнем (фракции 40—50 мм) Обочина укреплена устройством мостовой Плотная грунтовая обочина Грунтовая обочина, покрытая грязью |
12 60 84 100 117 110 185 |
—18 48 53 64 75 85 128 |
—17 20 36 47 62 76 90 |
|
Примечание. Знак «—» обозначает заезд на обочину. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.