Соотношение уровня притязаний и самооценки

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психолого-педагогический факультет

Супрун Татьяна Степановна

СООТНОШЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ

(НА МАТЕРИАЛЕ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

(дипломная работа)

Допустить к защите                                                           Научный руководитель:

зав. кафедрой                                                                      ст. преподаватель 

психологии развития                                                         Бузовкина О.В.

д. психол. наук, профессор                                               Подпись:

Хасан Б.И.

Подпись:

Красноярск 2001

Содержание.

Введение.............................................................................................................. 3

Глава 1. Проблема изучения самооценки в психологии................................... 5

1.1  Обзор зарубежных и отечественных концепций самооценки................ 5

1.2  Развитие самооценки в онтогенезе........................................................ 14

Глава 2. Уровень притязаний и самооценка.................................................... 21

2.1 Уровень притязаний. Проблемы его изучения...................................... 21

2.2 Вопрос о соотношении уровня притязаний и самооценки в психологии. 25

Глава 3. Изучение соотношений уровня притязаний и самооценки.............. 27

3.1 Описание методик................................................................................... 27

3.2  Результаты и их обсуждение................................................................. 29

3.3 Выводы.................................................................................................... 39

Заключение........................................................................................................ 40

Литература........................................................................................................ 41

Приложения...................................................................................................... 43

Введение.

Одной из активно обсуждаемых проблем в возрастной, детской, педагогической психологии является проблема самооценки. Ее изучением занимались как зарубежные психологи Р. Бернс, Р. Ризонер, так и отечественные Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, И.С. Кон, Н.А. Батурин и др.

Все исследования в этой области проводятся в двух основных направлениях. С одной стороны изучают возрастные особенности и особенности формирования самооценки под влиянием семьи, сверстников, учителей (Андрущенко Т.Ю., Захарова А.В., Савонько Е.И., Липкина А.И. и др.); а с другой -  непосредственное или косвенное участие самооценки в процессах регуляции и связи с другими психическими свойствами, процессами (Савонько Е.И., Сафин В.Ф. и др.).

Основная проблема состоит в отсутствии общепринятого определения самооценки и соответственно методов ее изучения.  «Самооценка – явление с явно сложной, многоуровневой, многогранной, иерархической структурой и системной организацией». [1, стр. 47]  Многообразие толкований данного аспекта самосознания является лишь подтверждением этому.

В данной работе мы попытались прояснить понятие «самооценка» и рассмотреть некоторые особенности самооценки и работы самооценочного механизма в ситуации выбора целей различного уровня трудности.

Самооценка обеспечивает общую организацию и регуляцию любой деятельности на всех ее этапах: прогнозирования, планирования; коррекции и контроля; оценки результатов. [24]  Функция самооценочного механизма заключается в соотнесении и увязывании собственных внутренних ресурсов с различными аспектами ситуации и выборе оптимального способа действования.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
184 Kb
Скачали:
0