МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Психолого-педагогический факультет
Супрун Татьяна Степановна
СООТНОШЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И САМООЦЕНКИ
(НА МАТЕРИАЛЕ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
(дипломная работа)
Допустить к защите Научный руководитель:
зав. кафедрой ст. преподаватель
психологии развития Бузовкина О.В.
д. психол. наук, профессор Подпись:
Хасан Б.И.
Подпись:
Красноярск 2001
Содержание.
Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Проблема изучения самооценки в психологии................................... 5
1.1 Обзор зарубежных и отечественных концепций самооценки................ 5
1.2 Развитие самооценки в онтогенезе........................................................ 14
Глава 2. Уровень притязаний и самооценка.................................................... 21
2.1 Уровень притязаний. Проблемы его изучения...................................... 21
2.2 Вопрос о соотношении уровня притязаний и самооценки в психологии. 25
Глава 3. Изучение соотношений уровня притязаний и самооценки.............. 27
3.1 Описание методик................................................................................... 27
3.2 Результаты и их обсуждение................................................................. 29
3.3 Выводы.................................................................................................... 39
Заключение........................................................................................................ 40
Литература........................................................................................................ 41
Приложения...................................................................................................... 43
Одной из активно обсуждаемых проблем в возрастной, детской, педагогической психологии является проблема самооценки. Ее изучением занимались как зарубежные психологи Р. Бернс, Р. Ризонер, так и отечественные Б.Г. Ананьев, А.В. Захарова, И.С. Кон, Н.А. Батурин и др.
Все исследования в этой области проводятся в двух основных направлениях. С одной стороны изучают возрастные особенности и особенности формирования самооценки под влиянием семьи, сверстников, учителей (Андрущенко Т.Ю., Захарова А.В., Савонько Е.И., Липкина А.И. и др.); а с другой - непосредственное или косвенное участие самооценки в процессах регуляции и связи с другими психическими свойствами, процессами (Савонько Е.И., Сафин В.Ф. и др.).
Основная проблема состоит в отсутствии общепринятого определения самооценки и соответственно методов ее изучения. «Самооценка – явление с явно сложной, многоуровневой, многогранной, иерархической структурой и системной организацией». [1, стр. 47] Многообразие толкований данного аспекта самосознания является лишь подтверждением этому.
В данной работе мы попытались прояснить понятие «самооценка» и рассмотреть некоторые особенности самооценки и работы самооценочного механизма в ситуации выбора целей различного уровня трудности.
Самооценка обеспечивает общую организацию и регуляцию любой деятельности на всех ее этапах: прогнозирования, планирования; коррекции и контроля; оценки результатов. [24] Функция самооценочного механизма заключается в соотнесении и увязывании собственных внутренних ресурсов с различными аспектами ситуации и выборе оптимального способа действования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.