На дипломную работу
Савчиковой Ирины Алексеевны
«Социально-психологический тренинг
как средство развития уверенности в себе у подростков»
Дипломная работа представляет собой описание практической работы с подростками в жанре социально-психологического тренинга. Предмет исследования и практики – уверенное поведение подростка и его динамика в обучающей программе тренинга.
В работе представлен обзор литературы по проблеме уверенности в себе; даны возрастные обоснования феномена неуверенности; связь уверенности с агрессивностью, социальной компетентностью, социальным страхом и другими личностными феноменами. Особый акцент сделан на понимании неуверенности как «дефицита поведения». В этом контексте обоснована необходимость формирования у подростка навыков и способностей уверенного поведения и позитивная оценка индивидом этих способностей как свойств личности.
Основанием практической части работы явилась необходимость создания особой среды, в условиях безопасности и под компетентным руководством моделирующей поведенческие ситуации для приобретения навыков уверенного поведения. В работе дается обоснование использования для этой цели социально-психологического тренинга.
Глава 2 посвящена диагностическим показателям по тесту Ромека, сравнение которых до тренинга и после позволяет автору сделать заключение о благоприятном обучающем эффекте программы тренинга.
В приложении представлена программа с описанием занятий.
В целом дипломная работа производит впечатление компактной, четко ориентированной на цель и практически конкретной исследовательской работы; заслуживает внимания строгость автора при оценке эффектов тренинговой работы и внимание к диагностическому материалу, использованному для срезов.
Хочется сделать не принципиальное, но, на наш взгляд, важное замечание к работе. Автор справедливо замечает, что существует разница между ответственным поведением подростка в тренинговом пространстве и в реальной жизни. В этом контексте использование в дипломной работе только результатов диагностических срезов как показателя эффективности тренинга, относит все эффекты такой работы также к «модельным», т.е. подросток в тесте дает оценку тому, чему «научился» («выучил»). Полезно было бы зафиксировать и привести в работе фрагменты (примеры) спонтанных высказываний подростков в процессе работы и примеры непосредственных поведенческих реакций с новыми навыками, иллюстрирующими присвоение подростками уверенности, как личностного качества.
В целом дипломная работа выполнена в соответствии с требованиями и заслуживает отличной оценки.
Рецензент
ст. преподаватель кафедры
клинической психологии Стриго Е.В.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.