Если говорить, в общем, по всем испытуемым об особенностях самооценки, то необходимо отметить тот факт, что в обоснованиях и дефицитах практически не представлены самооценочные суждения. Знания о собственных ресурсах присутствуют на уровне ощущений «смогу – не смогу».
Неосознанность внутренних ресурсов существенно снижает эффективность деятельности на этапе прогнозирования и планирования, поскольку не позволяет максимально полно оценить имеющийся потенциал. А это, в свою очередь сказывается на отсутствии предварительного плана, неустойчивости деятельности и необходимости пробовать уже по ходу ее осуществления. Как показали ответы в интервью, у большинства испытуемых отсутствовал этот предварительный план.
Итак, в тех случаях, когда в качестве оснований деятельности выступают представления о собственных возможностях, и по ходу деятельности происходит корректирование притязаний, это можно относить на счет работы самооценочного механизма. В этой ситуации самооценка выступает как регулятор деятельности, обеспечивает соотнесение предыдущих достижений с представлениями о собственных возможностях и выбор оптимального способа действования.
Тогда самооценка и уровень притязаний скоординированы, и адекватный, лабильный уровень притязаний свидетельствует о работе самооценочного механизма.
Неясные представления субъекта о собственных возможностях делают уровень притязаний неустойчивым, подверженным резким колебаниям, что прослеживается на профилях, полученным по методике Ф. Хоппе.
В других случаях, когда самооценка не является основанием для выбора, в качестве такового выступают собственно притязания. И в обоснованиях встречаются указания на эмоциональные предпочтения («захотелось»); характерны устойчивые неудачные пробы на высоких уровнях, что интерпретируется как ригидный уровень притязаний.
В данном исследовании мы попытались выявить и продемонстрировать наиболее типичные тактики выбора целей и соответствующие им характеристики уровня притязаний и самооценки.
Для непродуктивных тактик характерен неадекватный и ригидный уровень притязаний, а также аффективные реакции на неуспех, свидетельствующие о невключенности самооценочного механизма в процесс выбора целей и корректирование своих действий по ходу деятельности. В этих случаях, когда самооценка не является основанием для выбора, задействуются другие механизмы, такие как эмоциональная привлекательность цели и др. Неясные представления субъекта о собственных возможностях и неосознанность внутренних ресурсов (что было выявлено в результате анализа обоснований и выделенных дефицитов) существенно снижает эффективность деятельности.
В продуктивных тактиках уровень притязаний адекватный и лабильный. В этих случаях самооценка выполняет свою регулирующую функцию. Прослеживается взаимосвязь между отдельными выборами, деятельность планируется и осуществляется, исходя из представлений о собственных возможностях (хотя в данном исследовании у испытуемых они не развернуты и существуют на уровне ощущений). Наличие самооценочных суждений в обоснованиях притязаний является, на наш взгляд, показателем обнаружения «само…», обеспечивающим осознанный, осмысленный выбор, принятие за него личной ответственности и т.п.
Работу самооценочного механизма можно проследить именно на конкретном поведении человека, что мы и попытались продемонстрировать в настоящем исследовании.
В заключение необходимо сказать о ценности проделанной работы и о перспективах исследования.
Ценность данной работы, на наш взгляд, состоит:
1. в постановке проблемы понимания и изучения самооценки;
2. в уточнении самих категорий «самооценки» и «уровня притязаний» и их соотношений в ситуации выбора целей различного уровня трудности;
3. в попытке развернуто представить работу самооценочного механизма в конкретном исследовании.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.