В качестве критериев сформированной самооценки старшеклассников рассматривают такие как: адекватность, обоснованность, дифференцированность.
Вопрос об адекватности самооценки является достаточно спорным.
У А.В. Захаровой адекватность понимается как «соответствие самооценки реальным проявления субъекта или оценкам экспертных судей».
М.И. Боришевский считает, что «адекватность характеризует самооценку относительно ее соответствия или расхождения с фактической мерой определенного качества у субъекта. Важным критерием степени адекватности самооценки может быть сравнение этой самооценки с оценками окружающих». [3]
Ряд авторов считает, что самооценка не во всех своих проявлениях должна совпадать с оценками окружающих.
Чеснокова И.И. определяет самооценку как «субъективное и очень личностное образование психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности». [28]
«Критерием адекватности считают степень соответствия объективных результатов деятельности личности ее субъективному представлению о них; степень критичности личности к себе». [21]
Высокий уровень развития самооценки соотносим с наличием у субъекта умения обосновать ее, т.е. актуализировать используемые средства ее обеспечения. В литературе имеются данные о типах обоснования прогностической и ретроспективной самооценки младшими школьниками. [11] Подобная информация о старшеклассниках нам не встречалась, но, исходя из имеющихся сведений об особенностях самооценки старшеклассников, можно предположить, что в обоснованиях будут представлены развернутые самооценочные суждения.
Дифференцированность самооценки характеризуется наличием частных самооценок в разных видах деятельности. Дифференцированная система самооценок построена по иерархическому принципу и определяется значимостью деятельности, ситуации. Считается, что в значимой деятельности человек способен более развернуто оценить имеющиеся ресурсы, дефициты и продуктивно планировать свое продвижение в этой области.
Из анализа литературы следует, что самооценочному механизму и самооценке отводится значительная роль в ходе любой деятельности: на этапе планирования, коррекции и контроля, оценки результатов. [24] А в старшем школьном возрасте сформированная самооценка является ресурсом для самоопределения, поскольку позволяет в выдвижении целей соотносить собственные внутренние ресурсы и параметры ситуации.
В заключении первой главы еще раз остановимся на понятии «самооценка» и обозначим основные моменты его толкования.
Самооценка рассматривается нами, вслед за Н.А. Батуриным, как частный вид оценки своих качеств, свойств, ресурсов и т.д. Подчеркивается именно оценочная специфика изучаемого явления, которая выводится из понимания сущности оценки. Основу оценки составляет процесс сравнения, сопоставления, соотнесения знаемого свойства, качества, ресурса с эталонным (усредненным) представлением о нем или с требованиями внешней ситуации.
Такое толкование самооценки противопоставляется концепциям, в которых самооценка отождествляется с самопринятием и самоотношением; а также тем, в которых происходит склеивание «самооценки» и «Образа Я».
Мы пытаемся рассмотреть и удержать собственно специфику самооценки.
Самооценка – это психическое образование, имеющее уровневую структуру. Подробное рассмотрение каждого уровня позволяет наиболее полно представить всю сложность и многозначность данного феномена.
В предложенном понимании самооценка является одним из важнейших механизмов саморегуляции и регуляции деятельности.
В следующих главах обсуждается связь самооценки с уровнем притязаний и их соотношение в выборе целей различного уровня трудности; а также делается попытка в конкретном исследовании продемонстрировать работу самооценочного механизма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.