Соотношение уровня притязаний и самооценки, страница 6


1.2  Развитие самооценки в онтогенезе.

Становление самооценки в онтогенезе рассматривают в контексте развития самосознания. «Каждая из составляющих самосознания имеет свою онтогенетическую линию развития, свои возрастные динамические особенности. Если на первоначальных стадиях развития ребенка все сферы самосознания выступают в более или менее слитой, нерасчлененной форме; то в дальнейшем каждая из сфер приобретает четкие собственные особенности функционирования и развития». [29]  

Одним из первых формируется «Образ Я», т.е. представления о себе, за счет осознания физического Я; выделения себя из пространства; осознания себя причиной действий, производимых с предметами; расширения возможностей с появлением самостоятельного передвижения в пространстве; становления качественно иных отношений со взрослыми с появлением речи; за счет формирования потребности в утверждении самостоятельности и ряда других немаловажных факторов.

В результате повышения уровня самосознания изменяются и качественные особенности «Образа Я». Его можно описывать по таким характеристикам:

-  когнитивная сложность и дифференцированность, измеряемая числом и характером осознаваемых качеств;

-  конкретный состав «Образа Я»;

-  степень внутренней целостности и согласованности;

-  степень устойчивости. [25]

Следующая сфера самосознания – самоотношение (в концепциях зарубежных психологов самооценка). На первых этапах развития оно «является транслированным и усвоенным отношением к ребенку других, главным образом взрослых». [5]

В зарубежной психологии значительное место занимает описание условий, при которых формируется позитивное самоотношение и Я-концепция в семье. К ним относятся:

1.  полное внутреннее принятие родителями своего ребенка;

2.  ясные и последовательные требования;

3.  уважение индивидуальности ребенка в рамках установленных ограничений. [2]

В отечественных исследованиях «благоприятным условием развития позитивного самоотношения считают эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности». [26]

Таким образом, «дошкольник имеет определенный образ себя, у него есть известное отношение к себе; но он не способен выполнить функцию самооценки, в лучшем случае он актуализирует оценочную позицию окружающих относительно себя». [5]

Самооценка – более позднее образование. Узловым возрастом в становлении самооценки и оценочного механизма является младший школьный. «Именно в этот период появляются те «приобретения» в ее развитии, которые знаменуют переход от начальных, исходных форм к более зрелым, детерминированным конкретным «личным участием» ребенка». [11]

Становление самооценки определяется интеллектуальным развитием: формируется умение оценивать собственные возможности, сопоставлять их с другими.

Как отмечает Р. Бернс: «…под влиянием непрерывных и систематических оценок школа становится источником бурного развития самооценки ребенка, а учебные результаты становятся главным фактором ее формирования. Учебная деятельность «разворачивает» ребенка на себя, формируя у него потребность в самооценке, вооружая его способами оценивания и критериями оценок». [2]

В качестве условий развития самооценки А.В. Захарова выделяет следующие:

1.  общение с окружающими, в котором усваиваются форма, виды и критерии оценок;

2.  собственная деятельность ребенка, в которой происходит их апробация и наполнение личностными смыслами. [11, с. 7]

В младшем школьном возрасте расширяется круг общения, за счет включения в него сверстников; и появляется собственная деятельность, которую оценивает учитель, предъявляя определенные требования и демонстрируя способы и критерии оценивания.

В отечественной психологии есть исследования, доказывающие существенное влияние оценки учителя на формирование самооценки школьника. Кроме этого были выявлены возрастные особенности восприятия оценки учителя школьниками. [16]  В младшем школьном возрасте отметка воспринимается как оценка всей личности ребенка; в подростковом – ребенок начинает дифференцировать оценки собственно личности и отметку как оценку собственных способностей.