Соотношение уровня притязаний и самооценки, страница 4

М.И. Боришевский утверждает: «Самооценка является результатом, прежде всего мыслительных операций – анализа, сравнения, синтеза. Поэтому следует считать, что рациональный компонент в самооценке является основным». Этот же автор отмечает, что в мыслительных действиях наличествует эмоциональный компонент, поскольку при самооценивании всегда появляется отношение личности к себе. От соотношения рационального и эмоционального компонентов  зависит и характер самой самооценки. «Можно считать неоспоримой такую зависимость: чем больше человек руководствуется в оценке своих качеств, свойств осознанными знаниями, логическими рассуждениями и доказательствами, тем ближе к реальной будет его самооценка. И наоборот, уменьшение удельного веса рационального компонента в пользу эмоционального ведет к возрастанию расхождений между оценочными суждениями человека о себе и тем, каков он в действительности». [3]

И.С. Кон указывает на то, что «сам процесс оценивания имеет когнитивную природу; это познавательный процесс; для успешной деятельности индивид заинтересован в объективном знании себя и своих качеств». [15]

Т.В. Галкина в своих исследованиях опиралась на положение о том, что уровень развития самооценки в значительной степени зависит от определенного уровня развития интеллектуальных качеств. [7]

«Исследования позволяют утверждать, что уровень развития мышления выступает в качестве важной детерминанты становления самооценки. Высокий уровень развития мышления оказался соотносим с такими особенностями самооценки как дифференцированность, адекватность и обоснованность». [11]

«Как механизм саморегуляции самооценка задействована во всех сферах жизнедеятельности человека – в любой деятельности, поведении, познании, общении. Она опосредствует интерпретацию собственного опыта, внешних воздействий, определение перспектив собственного развития». [11]

Самооценка присутствует на всех этапах деятельности: при определении, постановке целей и планировании подключается прогностическая самооценка; реализация намеченной программы опирается на актуальную самооценку; анализ полученных результатов невозможен без ретроспективной самооценки.

Кроме этого, с самооценкой связано формирование субъективных критериев успешности деятельности.

Из обзора отечественной литературы можно вывести несколько пониманий самооценки: как процесса самооценивания; как результата этого процесса; как некоторого устойчивого личностного образования; как механизма саморегуляции и регуляции деятельности.

Анализ зарубежных и отечественных концепций самооценки свидетельствует  о неоднозначности этого понятия и многообразии его интерпретаций.

До недавнего времени существовали отдельные попытки создать общепсихологическую концепцию самооценки, которая включала бы в себя все имеющиеся определения данного феномена; но эти попытки характеризуются фрагментарностью и неполностью.

В современной общепсихологической концепции Н.А. Батурина представлены, на наш взгляд, все известные аспекты самооценки и продуктивный ход на  разрешение вопроса о соотношении когнитивного и эмоционального компонентов.

Некоторые авторы в структуру самой самооценки включают «знание о себе» и собственно самооценку, тем самым не вдаваясь в специфику такой формы познания как оценка. Обсуждая эту тему в рамках философии, В.П. Тугаринов приходит к выводу, что «в основе освоения мира человечеством и отдельным индивидом лежит триединый акт: познание – оценка – практика». В то же время В. Брожик, анализируя соотношение познания и оценки, отмечает, что «в отличие от предмета познания, у оценки существует специфический для нее предмет; специфичен сам процесс оценки; ее результат и функция».

Н. А. Батурин подходит к построению своей уровневой модели самооценки через постановку проблемы специфики оценки вообще. И уже, исходя из понимания ее специфики, обсуждает самооценку «как частный вид оценки своих качеств, действий и т.д.».

Оценка – это форма отражения отношений.  «При оценивании производится сравнение (сопоставление, сличение) конкретного свойства, предмета, явления (или его образа) с обобщенным усредненным представлением о нем или эталоном». Частью оценочного процесса, единицей оценочного явления рассматривают оценочный акт. В его структуру входят: