Помимо самооценки в сфере целеполагания присутствует категория «уровень притязаний», в общем виде определяемая как уровень трудности выбираемых субъектом целей; тоже имеющая определенную традицию изучения, заложенную Ф. Хоппе, К. Левиным, Х. Хеккаузеном и др.
Вопрос о соотношении уровня притязаний и самооценки в выборе целей различного уровня трудности на сегодняшний день не имеет однозначного ответа. Сами категории часто отождествляют, не принимая во внимание их специфику. В нашем исследовании обсуждаемые понятия разводятся и рассматривается их соотношение.
Мы предполагаем, что соотношение уровня притязаний и самооценки можно определить через специфику тактики выбора целей. Анализ таких характеристик уровня притязаний как адекватность, динамика, обоснованность позволяет делать предположения о работе самооценочного механизма.
Цель исследования: рассмотрение соотношений уровня притязаний и самооценки в выделенных тактиках выбора целей.
Объект: тактики выбора целей.
Предмет: соотношения уровня притязаний и самооценки.
Методы: моторная проба Шварцландера, методика изучения уровня притязаний Ф. Хоппе.
Задачи:
1. Выделить основные тактики выбора целей (по результатам методики Ф. Хоппе);
2. Изучить основные характеристики уровня притязаний;
3. Сделать предположения о соотношениях уровня притязаний и самооценки и о роли самооценочного механизма в ситуации выбора целей различного уровня трудности.
Проблеме самооценки посвящено значительное количество исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Многообразие интерпретаций данного феномена свидетельствует о его сложности и многогранности. Известные на сегодняшний день концепции самооценки отличаются спецификой ее понимания и изучения. В связи с этим возникает проблема многозначности терминологии, «размытости концептуального аппарата» и невозможности сопоставления результатов исследований.
Основным моментом, порождающим противоречия в изучении самооценки, является «нечеткость… и неустойчивость дифференциации категорий» самосознания. Соотношения между категориями «самооценка», «самоотношение», «самоуважение», «самопринятие», «Образ Я», «Я-концепция» «довольно произвольны и зависят от индивидуальных позиций авторов». [1]
Наряду с концепциями, в которых самооценка отождествляется с «самоотношением», «самопринятием», «Образом Я», есть работы, в которых указывается на «несводимость самооценки к другим компонентам и функциям самосознания» и обсуждается «необходимость выделения ее специфики и уяснения сущности». [5]
В зарубежной психологии самооценка рассматривается в качестве составляющей такого глобального психического образования как «Я-концепция». По определению Р. Бернса «Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Это устойчивая система, определяющая специфику восприятия личностью окружающего мира, ее общее отношение к себе. В состав этой системы входят:
1. описательная компонента – «Образ Я», представляющий собой «единство знаний индивида о себе разной степени осознанности, дифференцированности и обобщенности».
2. оценочная компонента – собственно самооценка, определяемая как аффективная оценка представлений о себе, эмоционально-ценностное отношение человека к себе.
3. и поведенческая, порождаемая «Образом Я» и самоотношением.
В данной концепции самооценка отражает степень развитости у индивида чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношения к себе, т.е. подчеркивается ценностный аспект самооценки. Негативная самооценка свидетельствует о негативном отношении к своей личности, непринятии себя и самоотрицании. Позитивная обеспечивает самопринятие и самоуважение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.