Тем не менее, К. Левин, обсуждая детерминанты выбора целей, выделяет:
1. ситуативные (временные). К ним относятся:
- особенности инструкции;
- содержание задач (тип исследуемой способности);
- степень значимости для субъекта выполняемой деятельности;
- отношение испытуемого к экспериментатору;
- характер социальной ситуации и др.
Именно эти факторы оказывают существенное влияние на процедуру эксперимента и получаемые результаты. К их учету и контролю предъявляются особые требования.
2. стабильные (социально-психологические, личностные):
- культурные факторы;
- групповые стандарты;
- прошлый опыт и др. [4]
Что касается характеристик уровня притязаний, то в качестве основных выделяют следующие:
- высота;
- динамика уровня притязаний;
- адекватность.
Высота рассматривается как принадлежность выбираемых целей низкому, среднему, высокому уровню.
Динамика определяется как колебания притязаний по ходу эксперимента. По этому показателю выделяют лабильный, ригидный, скачкообразный, хрупкий и др. уровень притязаний.
Адекватность определяется «по наличию атипичных выборов. Типичный сдвиг в притязаниях – это повышение уровня притязаний после успеха и понижение после неуспеха». В методике Ф. Хоппе показателем адекватности уровня притязаний также является соотношение между притязаниями и достижениями: число неуспешных решений к общему числу проб. 2/3 неуспешных проб в эксперименте служат признаком неадекватности. [4]
Выделенные характеристики необходимо уточнять в каждом конкретном случае, поскольку они могут быть обусловлены разными обстоятельствами.
Вопрос о соотношении уровня притязаний и самооценки в литературе не имеет однозначного ответа, поскольку нет четкого, общепринятого определения самооценки и ее основных характеристик.
Одно время в психологии существовали представления об однозначной связи самооценки и уровня притязаний. Уровень притязаний рассматривался как прямой индикатор самооценки. «Из понимания самооценки как основы выбора притязаний не следует вывод о взаимно однозначном соответствии параметров этих конструктов, тем более что эмпирически оно не подтверждается». [4]
«Допущение о связи притязаний и самооценки, основанное на предположении о том, что, избирая цели, человек действует в точном соответствии с тем, как он оценивает себя, оказалось весьма устойчивым, и в течение длительного времени проба на уровень притязаний служила экспериментальной техникой выявления характеристик самооценки». [6] Необходимо уточнить, что под самооценкой понималась «оценка субъектом своего потенциала», т.е. представления о высоких или низких возможностях. В такой трактовке, как показывает ряд исследований, самооценка и уровень притязаний могут не совпадать по высоте: уровень притязаний может быть намного выше.
«Соответствие уровня притязаний и самооценки по высотным показателям продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся принятием себя, относительным внутренним комфортом». [4]
Резкая дивергенция уровня притязаний и самооценки, опять же по высоте, в случае завышения уровня притязаний порождает внутренний дискомфорт, напряженность, аффективную реакцию на неуспех, так называемый «аффект неадекватности», ригидность в выборе целей, недовольство собой. Упорные выборы на высоком уровне можно интерпретировать, как «желание реализовать успех на этом уровне, тем самым, повысив самопринятие; стремление выйти на другой уровень функционирования, создать базу для высокой самооценки». [4]
Случаи занижения уровня притязаний можно интерпретировать как проявление осторожности в незнакомой деятельности, либо как недооценку собственных возможностей, или как привычную тактику поведения вследствие постоянных неудач.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.