Соотношение уровня притязаний и самооценки, страница 16

Исследование выполнено в рамках общей психологии, поскольку демонстрирует и выявляет некоторые общие закономерности соотношения уровня притязаний и самооценки в сфере целеполагания.

В результате исследования был получен богатый и разнообразный эмпирический материал, позволяющий интерпретировать и строить новые гипотезы относительно изучаемого явления.

Полученные данные помимо общих закономерностей могут демонстрировать и возрастные особенности самооценки и уровня притязаний старшеклассников. Для этого необходима организация и проведение сравнительного исследования с другими возрастными группами.

Знания о возрастных особенностях самооценки старшеклассников позволят получить более полную информацию о процессе выбора и постановки целей, который является одним из аспектов самоопределения.

Изучение вопроса о соотношении уровня притязаний и самооценки, особенностях самооценочного механизма и условиях его становления нельзя считать завершенным. Поставленные вопросы требуют дальнейших исследований и разработок.

Литература.

1.  Батурин Н.А. Оценочная функция психики. МГУ, 1992. 306 с.

2.  Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3.  Психологические особенности самосознания подростков / под ред. Боришевского М.И., Киев. 1980.

4.  Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. МГУ, 1985.

5.  Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Вопросы психологии, 1992, №4, с.99 – 100.

6.  Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1986, №3, с.15 – 23.

7.  Галкина Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов // Вопросы психологии, 1985, №6, с. 131 – 138.

8.  Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема  // Вопросы психологии, 1988, №2, с. 19 – 26.

9.  Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения  // Вопросы психологии, 1994 №3, с. 43 – 52.

10.  Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989, №1, с. 5 – 14.

11.  Захарова А.В. Формирование самооценки. М., 1990.

12.  Захарова А.В., Берцфаи Л.В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач  // Вопросы психологии, 1975, №6, с. 59 – 67.

13.  Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. МГУ, 1981, 118 с.

14.  Иванушкина С.А., Пряжников Н.С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков // Журнал практического психолога, 1998, №4, с. 52 – 61.

15.  Кон И.С. Психология старшеклассника. М.,1980.

16.  Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1960.

17.  Lifeline и другие новые методы исследования психологии жизненного пути // под ред. А.А. Кроника, Е.И. Головахи. М., 1993.

18.  Некрасова Е.В. Психическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте. М., 1988, автореферат канд. дисс.

19.  Практикум по психологии / под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1972.

20.  Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников. М.,1996.

21.  Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения. Л., 1986, канд. дисс.

22.  Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. – в кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972

23.  Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии, 1969, №4, с. 107 – 116.

24.  Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.

25.  Слободчиков В.И.., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

26.  Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии, 1986, №2, с. 110 – 117.