Исследование выполнено в рамках общей психологии, поскольку демонстрирует и выявляет некоторые общие закономерности соотношения уровня притязаний и самооценки в сфере целеполагания.
В результате исследования был получен богатый и разнообразный эмпирический материал, позволяющий интерпретировать и строить новые гипотезы относительно изучаемого явления.
Полученные данные помимо общих закономерностей могут демонстрировать и возрастные особенности самооценки и уровня притязаний старшеклассников. Для этого необходима организация и проведение сравнительного исследования с другими возрастными группами.
Знания о возрастных особенностях самооценки старшеклассников позволят получить более полную информацию о процессе выбора и постановки целей, который является одним из аспектов самоопределения.
Изучение вопроса о соотношении уровня притязаний и самооценки, особенностях самооценочного механизма и условиях его становления нельзя считать завершенным. Поставленные вопросы требуют дальнейших исследований и разработок.
1. Батурин Н.А. Оценочная функция психики. МГУ, 1992. 306 с.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
3. Психологические особенности самосознания подростков / под ред. Боришевского М.И., Киев. 1980.
4. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. МГУ, 1985.
5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Вопросы психологии, 1992, №4, с.99 – 100.
6. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник МГУ, сер. 14. Психология, 1986, №3, с.15 – 23.
7. Галкина Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов // Вопросы психологии, 1985, №6, с. 131 – 138.
8. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988, №2, с. 19 – 26.
9. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994 №3, с. 43 – 52.
10. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989, №1, с. 5 – 14.
11. Захарова А.В. Формирование самооценки. М., 1990.
12. Захарова А.В., Берцфаи Л.В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач // Вопросы психологии, 1975, №6, с. 59 – 67.
13. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. МГУ, 1981, 118 с.
14. Иванушкина С.А., Пряжников Н.С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков // Журнал практического психолога, 1998, №4, с. 52 – 61.
15. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.,1980.
16. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1960.
17. Lifeline и другие новые методы исследования психологии жизненного пути // под ред. А.А. Кроника, Е.И. Головахи. М., 1993.
18. Некрасова Е.В. Психическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте. М., 1988, автореферат канд. дисс.
19. Практикум по психологии / под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1972.
20. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников. М.,1996.
21. Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения. Л., 1986, канд. дисс.
22. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми. – в кн. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972
23. Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии, 1969, №4, с. 107 – 116.
24. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.
25. Слободчиков В.И.., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
26. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии, 1986, №2, с. 110 – 117.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.