Краткий конспект лекций по курсу «Валютное регулирование и контроль» (Платежный баланс и международная инвестиционная позиция. Валютные курсы. Валютные операции и контроль за их осуществлением), страница 13

Второй – механизм предоставления кредитов странами с сильными валютами станам со слабыми валютами (странами с активными платежными балансами странам с пассивными).

Третий – активное использование валютных ограничений, в т.ч прямых ограничений возможности покупки иностранной валюты резидентами данных стран (Франция, Италия – более жесткие, Бельгия, Дания – менее). С 1987 г. начался процесс отмены валютных ограничений, к 1990 году практически все ограничения были отменены.

С 1987 в течение 5 лет не наблюдалось каких-либо неблагоприятных экономических событий, поставивших бы под угрозу механизм фиксированных валютных курсов.

Однако в 1992 году ситуация резко изменилась, так как экономические потрясения, связанные с объединением Германии, вызвали асимметричные макроэкономические давления на Германию и ее основных партнеров по ЕВС. Объединение Германии сопровождалось значительным ослаблением ее финансово-бюджетной политики, т.к. правительство делало крупные заимствования на восстановление восточных земель и переводило значительные суммы государственных доходов их жителям, одновременно объединение породило экономические ожидания у восточных немцев, которые получили возможность покупать больше товаров и стали требовать повышения заработной платы. Результатом стало начало экономического бума и увеличение инфляции, росту которого Бундесбанк стремился противопоставить высокие процентные ставки. Другие страны были вынуждены поддерживать процентные ставки также на более высоком уровне, загоняя национальные экономики в депрессию.

            Результатом явились массированные спекуляции против европейских валют, сначала из МОК 1 вышли Италия и Великобритания – 1992 год, в 1993 году под угрозой девальвации оказался франк. В 1993 году диапазон взаимных колебаний был расширен до 15% (МОК-2).

            1989 год – план Делора – 3 этапа перехода к единой валюте:

I – МОК;

II – сужение границ валютных коридоров и передача под контроль наднациональных институтов некоторых вопросов макроэкономической политики;

III – замена национальных валют на единую и передача всех прав на проведение монетарной политики в ведение Европейской системе ЦБ, возглавляемой ЕЦБ.

            10 декабря 1991 г. – Маастрихтское соглашение, предполагавшее переход ко второму этапу – с 01.01.1994, к третьему – не позднее 01.01.1999.

Соглашением были установлены критерии сходимости (требования к странам, входящим в зону евро). В настоящее время они следующие:

- темпы инфляции в стране-кандидате не должны более чем на 1,5% превышать средний показатель трех стран с наиболее стабильными ценами;

- участие в МОК-2;

- бюджетный дефицит не более 3% ВВП;

- государственный долг не более 60% ВВП.

            Причины перехода к единой валюте:

- обеспечение большей интеграции европейского рынка, которая устранит угрозу пересмотра соотношений обменных курсов и дополнительные издержки конверсии;

- недовольство политикой Германии;

- в условиях перехода к более свободному движению капиталов сохранение национальных валют с фиксированными соотношениями оставляло возможность спекулятивных атак;

- надежда на обеспечение политической стабильности.

В январе 1999 года на единую валюту перешли 11 стран ЕС: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, в 2006 году присоединилась Греция, в 2007 – Словения, в 2008 – Кипр и Мальта.

          Оптимальные валютные зоны

            При наличии определенных критериев странам выгоднее зафиксировать валютные курсы своих денежных единиц, позволив им совместно колебаться относительно валют других государств, не входящих в зону.

Критерии оптимальности зоны:

- значительный объем взаимной торговли;

- интеграция финансовых рынков;

- отсутствие торговых барьеров;

- свободное перемещение факторов производства (рабочей силы и капитала).