Краткий конспект лекций по курсу «Валютное регулирование и контроль» (Платежный баланс и международная инвестиционная позиция. Валютные курсы. Валютные операции и контроль за их осуществлением), страница 10

3.  Долговой кризис частных заемщиков. Такой кризис имел место в странах Азии в 1990-х гг. (Корее, Индонезии, Таиланде). Критическую роль в подготовке кризиса сыграли финансовые посредники, занимавшие на внешнем рынке средства на короткий срок, а затем предоставлявшие их национальным компаниям, осуществлявшим рискованные операции на рынках недвижимости и ценных бумаг. Повышенная спекулятивная активность чрезмерно «разогрела» эти рынки, результатом чего стало разрастание «пузыря» цен на активы – недвижимость и землю, которые, как правило, и являются залогом при предоставлении кредита. Таким образом, инвестиционная позиция финансовых посредников оказалась разбалансированной: с одной стороны – валютные обязательства перед иностранными кредиторами, с другой – рисковые вложения внутри страны, основанные на спекулятивном росте цен на активы, обеспеченные этими же активами. После того, как цены на недвижимость и фондовые активы стали падать, начался рост «плохих долгов» - доли невозвращенных кредитов, что привело к пересмотру иностранными инвесторами своих оценок относительно возврата собственных инвестиций, их массовому переводу в иностранную валюту (доллары, иены) и выводу за рубеж. Результатом «бегства» иностранных инвесторов стали существенные девальвации валют азиатских стран, банкротства банков и корпораций.

Российский валютный кризис 1998 г. – сочетание кризисов платежного баланса и государственного долга.

С 1995 года Правительство России отказалось от финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов Центрального банка и с 01.07.1995 ввело валютный коридор курса рубля (01.07.1995 – 01.07.1996 горизонтальный, с июля 1996 – наклонный). Результатом стало быстрое снижение инфляции, однако ее темпы опережали рост цен в США, что способствовало росту реального курса рубля.

Однако отказ от монетизации дефицита бюджета не решил проблемы бюджетной несбалансированности. Напротив, он обострил потребность в поиске неинфляционных способов покрытия государственных расходов. Выходом стало создание рынка ГКО и допуск с февраля 1996 г. иностранных лиц к операциям с государственными ценными бумагами, т.е. либерализация значительной по своим объемам категории операций с капиталом. Фактически российский финансовый рынок был полностью открыт для нерезидентов.

Вложения нерезидентов в ГКО – ОФЗ устойчива росли: за I – III кварталы 1996 г. чистый приток средств на рынок гос. долга составил 1,7 млрд. долл., а за последний квартал – уже 4,2 млрд. долл. В 1997 г. соответствующий показатель достиг 10,9 млрд. долл., в первом квартале 1998 г. выросли еще на 3,1 млрд. долл. Причем на начальном этапе участия нерезидентов на рынке ГКО еще существовали ограничения на вывод ими валютных средств из страны, которые в начале 1998 года были практически отменены. Естественно, что при столь значительных объемах валютных ресурсов, привлеченных на рынок, настолько короткие сроки вывода средств из России сделали российскую экономику полностью зависимой от субъективных или конъюнктурных настроений иностранных участников рынка.

Политика валютного коридора, гарантировавшая курсовую стабильность, лишь усиливала такую зависимость, поскольку обеспечивала реальную доходность вложений, превышающую 50% в годовом исчислении. Очевидно, что подобные прибыли, превосходившие доходность государственных бумаг США в 10 раз, не могли не привлечь значительных объемов иностранного спекулятивного капитала.

Результатом валютного кризиса в Азии стал пересмотр крупными иностранными инвесторами структуры портфелей и выход из ценных бумаг значительного числа развивающихся стран (России, Бразилии, Аргентины и др.). Быстрый уход спекулятивных капиталов с российского рынка вместе с увеличившимся (вследствие падения цен на нефть) дефицитом текущего счета платежного баланса и недостаточной величиной официальных ЗВР привел к резким скачкам курса рубля в конце августа-сентябре 1998 года (от 21-23 руб. за доллар 7-8 сентября до 9 руб. за доллар 14 сентября и обратно до 18 руб. за доллар 18 сентября). В качестве ответных мер Правительство и Банк России объявили временный мораторий на оплату внешних долгов (на 3 месяца), ввели двойной валютный рынок, установили контроль за целевым использованием резидентами валюты, купленной на внутреннем валютном рынке. Долги перед нерезидентами по ГКО были заморожены и установлен специальный порядок репатриации средств: замораживание их в течение года на транзитном счете, после чего за их счет могла приобретаться валюта.