Обращаем внимание на то, что главным при оценке результатов исследования контрольного материала является принятие решения: годятся или не годятся данные проверяемой аналитической серии к выдаче их в отделение, а не обзор месячных данных контроля качества. Это ежедневная работа врачей-лаборантов, причем крайне важная.
Таким образом, технологическая операция внутрилабораторного контроля качества позволяет выявить проблему нарушения качества результатов анализов, принять решение о передаче результатов в отделения или их повторении, в определенной степени указать, что может быть причиной возникшей проблемы. Вся дальнейшая работа специалистов лаборатории должна быть направлена на идентификацию причины и ее устранение.
Решение проблем, выявленных при анализе контрольных данных. Когда система контроля дала сигнал об отбрасывании результатов, то нужно устранить проблему. Считается, что первым действием врача-лаборанта будет приготовление и анализ новых контрольных материалов. Это не всегда самая продуктивная реакция, так как, возможно, установлен очень низкий уровень вероятности ложных отбрасываний из-за неудачно выбранных правил контроля и, кроме того, много проблем снимает использование контролей двух уровней концентрации для контрольного материала при проведении статистического анализа. В связи с этим изучение самого аналитического метода может быть более продуктивным действием.
Начальным этапом изучения аналитического метода является обнаружение того, какое правило контроля было нарушено, что в свою очередь укажет на тип ошибки. Нарушение правил 22S, 41S, или 10Х предполагает наличие систематической ошибки, в то время как нарушение правил 13S и R4S свидетельствует о наличии случайной ошибки. Интерпретация нарушения правила 13S более затруднительна, потому что это правило может быть нарушено и при очень большой систематической ошибке. Анализ данных других исследований контрольного материала, проводимых до настоящего цикла, будет полезен, в частности, для установления факта нарушения правила 22S в предыдущем цикле, ибо в этом случае (т.е. вместе с сегодняшним нарушением правила 13S) нужно думать о систематической ошибке.
Знание правила, которое оказалось нарушенным, позволит определить тип ошибки, что в свою очередь укажет путь решения проблемы. Например, нарушение правила 22S предполагает систематическую ошибку. Когда нарушение правила отмечено для двух разных концентраций контрольного материала внутри одного цикла, то, вероятно, причина не в контрольном материале. Можно предположить, что корень проблемы в калибраторе, самой калибровке, бланках реагентов или в других подобных факторах, которые повлияли на все измерения в одном и том же направлении.
Если нарушено правило R4S, то предполагают наличие случайной ошибки, т.е. можно думать о нескольких причинах: нестабильность реактивов и условий измерения, нарушение методики по параметрам времени, какая-то индивидуальная ошибка и т.д. Определение источника ошибки зависит от особенностей не только самого аналитического метода, но и аппаратуры. Врачу-лаборанту в этом отношении помогут инструкция по эксплуатации прибора (глава о неисправностях), документы, прилагаемые к реактивам, знание изменений, которые произошли с прибором, документирование предыдущих проблем, опыт работы.
Факторы, влияющие на качество биохимических и иммуноферментных анализов, и пути их устранения на аналитической части единого технологического производства клинических лабораторных исследований суммированы и приведены в табл. 5.13. Пользуясь данными таблицы, можно не только быстро и целенаправленно выявить источник ошибки, но и устранить нарушения.
Таблица 5.13.
Факторы, влияющие на качество лабораторных исследований.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.