Разработка технологических схемы и карты машины является первой и наиболее ответственной задачей при ее расчете и конструировании, так как при этом определяются основные параметры, структура, кинематика, конструкция рабочих органов, последовательность и синхронность выполнения операций, условия эксплуатации, технико-экономические показатели и т. п.
Выбор технически рациональной и экономически эффективной технологической схемы машины является сложной задачей.
Для того чтобы научиться синтезировать такие схемы, необходимо сначала научиться их составлять на основе уже работающих машин.
Необходимо, прежде всего, расчленить весь технологический процесс на простейшие операции так, чтобы каждой отдельной операции в машине соответствовал один рабочий орган, т. е. чтобы расчленение технологического процесса было увязано с механикой машины. После этого выполняются отдельные схемы (кадры) взаимного расположения обрабатываемого объекта или перерабатываемого продукта по данному технологическому процессу и рабочих органов машины во время их реального взаимодействия.
Для большей наглядности технологические схемы желательно выполнять многоцветными, вводя соответствующие условные расцветки.
Отдельные схемы взаимного расположения обрабатываемого объекта и рабочего органа для простых машин можно выполнять в зависимости от выбранной величины угла поворота ведущего звена (главного или распределительно-управляющего вала) машины. В сложных многопозиционных машинах возможно выделение отдельных групп элементов операций в самостоятельные технологические операции. Каждая такая технологическая операция будет выполняться серией рабочих органов, сосредоточенных в одной позиции.
Структурная схема машины. Одним из первых этапов при конструировании новой машины или исследовании имеющейся является разработка или составление ее структурной схемы. Такой схемой называется графическое изображение основных функциональных частей машины, определяющих их назначение и взаимосвязи. На основании структурной схемы определяют основные размеры машины, осуществляют первое компоновочное решение и набрасывают предварительную кинематическую схему.
Структурная схема машины составляется в соответствии с рекомендуемыми условными обозначениями двигателя, передач, валов, исполнительных и других механизмов. Нанесение и соединение (линиями или стрелками) условных обозначений для получения структурной схемы начинают от двигателя в последовательности присоединения отдельных передач и механизмов.
На структурной схеме необходимо указывать мощность двигателя, скорости вращения вала двигателя и валов машины (частоты их вращения), передаточные числа промежуточных передач, порядковые номера валов (римскими цифрами), названия исполнительных механизмов, а также названия рабочих органов, укрепленных непосредственно на валах (обычно в конце того или иного ответвления схемы).
Структурная схема машины составляется на стадии технического проекта. Она показывает распределение энергии от двигателя к механизмам и рабочим органам машины и весьма удобна при определении общего КПД машины, т. к. наглядно показывает параллельность или последовательность присоединения частей машины.
Кинематическая схема машины. При конструировании новой машины, модернизации старой или исследовании (анализе) имеющейся необходимо составить ее кинематическую схему, на которой она представляется в упрощенном виде. Кинематическая схема является исходным документом для кинематического и статического расчетов машины. Она также является обязательным приложением к описанию и инструкции по эксплуатации машины, составляемых машиностроительными заводами, помогает при эксплуатации быстрее разобраться в принципе действия машины, понять ее структуру и кинематику, поэтому каждый инженер должен не только уметь читать и понимать кинематическую схему, но и быстро и четко составлять ее.
Кинематическая схема машины представляет собой условное плоскостное либо перспективное изображение всех ее механизмов и звеньев в их взаимосвязи и помогает понять порядок присоединения механизмов, распределения энергии и кинематические связи элементов машины, взаимное расположение ведущих звеньев.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.